О ВЛИЯНИИ ПРОРОКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

 
 

О ВЛИЯНИИ ПРОРОКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

ОТВЕТЫ НА НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ - Абдул-Баха



ОТВЕТЫ НА НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ
Абдул-Баха

Часть I - О ВЛИЯНИИ ПРОРОКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

I ПРИРОДА ПОДЧИНЯЕТСЯ ОДНОМУ ВСЕОБЩЕМУ ЗАКОНУ

Природа есть то состояние, та реальная действительность, которая внешне выражается в жизни и смерти, или, другими словами, в созидании и разложении всех вещей.
Сия Природа подчиняется определенным законам, совершенному порядку и законченному замыслу, от которого она никогда не отойдет - и до такой степени, поистине, что если вы вглядитесь внимательным и пытливым оком во все сущее, от мельчайшего, невидимого глазу атома до таких больших тел существующего мира, как солнечный шар и другие огромные звезды и светящиеся сферы, то вы обнаружите, что в любом проявлении - будь то их устройство, состав, форма или движение - сущности эти предстают как в высшей упорядоченности и подчиненные единому закону, от которого они никогда не отступят.
Но наблюдая саму Природу, вы видите, что она не наделена ни разумом, ни волей. Так, например, природа огня есть горение; он горит не по своей воле или разумению. Природа воды есть текучесть; она течет не по своей воле или разумению. Природа солнца есть свечение; оно светит не по своей воле или разумению. Природа пара есть испарение; он испаряется не по своей воле или разумению. Таким образом, ясно, что естественные движения всякой вещи непреложным образом определены; произвольное движение присуще только животным и, в первую очередь, человеку. Человек способен сопротивляться и противостоять Природе, ибо он познает состав вещей, и благодаря этому использует силы Природы; все сделанные им изобретения проистекают из познания строения вещей. К примеру, он изобрел телеграф, который есть средство связи между разными частями мира. Таким образом очевидно, что человек главенствует над Природой.
Итак, если вы наблюдаете существование такой упорядоченности, устройства и законов, можете ли вы утверждать, что все это есть творение Природы, тогда как Природа не наделена ни разумом, ни способностью к восприятию? Если нет, то становится очевидным, что сия Природа, которая не обладает ни способностью к восприятию, ни разумом, находится во власти Бога Всемогущего, Который есть Властелин мира Природы; что бы Он не пожелал, Он заставляет Природу явить это.
Одна из вещей, которая явилась в существующем мире, и которая есть одно из необходимых условий Природы, - это человеческая жизнь. С этой точки зрения человека можно рассматривать как ветвь; корень есть природа. Как же тогда воля, разум и совершенства, которыми наделена ветвь, могут отсутствовать в корне?
На это отвечают, что Природа в сути своей находится во власти Бога, Который есть Единый Вечный Всемогущий: Он удерживает Природу в рамках установлений и законов и царствует над ней(1).

(1) О понятии Бога см. "Божественное может быть воспринято только при посредстве Явителей Бога" - вопрос 37; "Познание человеком Бога" - вопрос 59. Читателю станет ясно, что в Вере Бахаи нет антропоморфной концепции Бога, и что если используется традиционная терминология, то непременно разъясняется ее символическое значение.



--------------------------------------------------------------------------------

2 ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И СВИДЕТЕЛЬСТВА СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГА

Одно из доказательств и наглядных свидетельств существования Бога есть тот факт, что человек не создал себя сам: его творец и создатель есть некто вне него.
Определенно и неоспоримо, что творец человека не подобен человеку, ибо не наделенное мощью существо не может создать другое существо. Творец, создатель должен обладать всеми совершенствами для того, чтобы творить.
Может ли творение быть совершенным, а творец - несовершенным? Может ли картина оказаться шедевром, тогда как художник не достиг совершенства в своем искусстве? Ибо это его искусство и его творение. Более того, картина не может быть подобна художнику; в противном случае картина создала бы самое себя. Сколь совершенной бы картина ни была, в сравнении с художником она пребывает в крайнем несовершенстве.
Пребывающий в состоянии зависимости мир есть источник несовершенства: Бог же есть начало совершенства. Несовершенства зависимого мира сами уже есть доказательство совершенств Бога.
К примеру, глядя на человека, вы видите, что он слаб. Сама слабость сего создания есть доказательство силы Вечного Всемогущего, ибо, если бы не было силы, то невозможно было бы представить себе слабость. Таким образом, слабость создания есть доказательство силы Бога; ибо не будь силы, не было бы слабости; так из сей слабости становится очевидным, что в мире есть сила. Далее, в зависимом мире существует нищета; значит, необходимым образом существует и богатство, поскольку нищета явлена в мире. В зависимом мире существует невежество; необходимым образом и знание существует, поскольку обнаруживается невежество; ибо, если бы не было знания, то не было бы и невежества. Невежество есть несуществование знания, а если бы не было существования, то не было бы и несуществования.
Несомненно, что весь зависимый мир подчинен закону и правилам, которым он не может не подчиняться; даже человек принужден уступать неизбежности смерти, необходимости сна и других состояний - то есть можно сказать, что человек в определенных отношениях оказывается направляемым, и необходимым образом это состояние направляемости предполагает существование направляющего. Поскольку характерной чертой зависимых существ является состояние зависимости, и сия зависимость есть существенная необходимость, постольку должно быть независимое существо, независимость которого есть его суть.
Подобным же образом, глядя на больного человека, можно заключить, что должен быть где-то и некто в добром здравии; ибо если бы не было состояния здоровья, то невозможно было бы установить состояние нездоровья.
Таким образом, становится очевидным, что есть Вечный Всемогущий, Который обладает всеми совершенствами, ибо, если бы Он не обладал всеми совершенствами, то Он был бы подобен Своим творениям.
И так повсюду в существующем мире; наименьшая из сотворенных вещей доказывает существование творца. К примеру, сей кусок хлеба показывает, что есть человек, его выпекший.
Хвала Господу! Малейшее изменение малейшей из вещей доказывает существование творца: так возможно ли, чтобы сия огромная вселенная, которая бесконечна, сотворила сама себя и явилась результатом развития материи и элементов? Сколь очевидно ошибочно такое предположение!
Сии очевидные аргументы предназначены для слабых душ; но если откроется внутреннее зрение, то явятся сотни тысяч ясных доказательств. Так, когда человек ощущает в себе дух, ему не требуется доказательств его существования; для тех же, кто обойден щедротами духа, необходимо представить аргументы внешнего характера.



--------------------------------------------------------------------------------

3 ПОТРЕБНОСТЬ В НАСТАВНИКЕ

Рассматривая существование мира, мы видим, что и мир минералов, и мир растений, и мир животных, и мир человеческий нуждаются в наставнике.
Если земля не возделывается, то она обращается в дикие заросли, где произрастают лишь бесполезные сорные растения; но когда является земледелец и возделывает землю, то она приносит плоды, которые питают живые существа. Таким образом, очевидно, что почва нуждается в облагораживающем воздействии со стороны земледельца. Взгляните на деревья: если за ними не будет ухаживать садовник, то они будут бесплодны, а без плодов они бесполезны; но если за ними будет уход, то те же, прежде бесплодные деревья, начнут приносить плоды, а после обработки, внесения удобрений и прививки деревья, что давали горькие плоды, начнут приносить плоды сладкие. Таковы рациональные доводы; в наш век народам мира нужны разумные аргументы.
Это же верно и в отношении животных: известно, что если человек приручает животное, оно становится домашним, и в то же время, если человек не получает воспитания, он становится как животное, и, более того, если он остается во власти природы, он опускается ниже животного, тогда как получивши воспитание он уподобляется ангелу. Ибо большинство животных не поедают себе подобных, люди же в Судане, в Центральных областях Африки убивают и поедают друг друга.
Мы видим, что именно благодаря просвещению человек правит миром; именно просвещение порождает удивительные творения; именно просвещение распространяет науки и искусства; именно просвещение являет новые открытия и установления. Если бы не было просвещения, не было бы и таких вещей как современные удобства, цивилизация или гуманность. Если человека одного отправить в пустыню, где он не встретит себе подобных, он, несомненно, одичает; таким образом, ясно, что ему необходим просветитель, наставник.
Просвещение же есть трех видов: материальное, гуманитарное и духовное. Материальное просвещение касается совершенствования и развития тела, оно осуществляется через питание, обеспечение материальных удобств и благ. Этот вид просвещения является общим для животных и человека.
Гуманитарное просвещение означает цивилизацию и прогресс, другими словами, управление, порядок, благотворительные учреждения, торговлю, искусства и ремесла, науки, великие изобретения и открытия, общественные институты, то есть виды деятельности, присущие человеку и отличающие его от животного.
Божественное просвещение исходит из Царствия Божия: оно заключается в обретении божественных совершенств, и сие есть истинное просвещение; ибо в таком состоянии человек становится средоточием божественных милостей, воплощением слов "Сотворим человека по образу Нашему"(2). Сие есть цель для мира человеков.
Итак, мы нуждаемся в просветителе, наставнике, который был бы равно просветителем в материальном, гуманитарном и духовном плане, и чей авторитет был бы непререкаем всегда и везде. Так что, если кто-либо заявляет: "Я обладаю полным пониманием и совершенным разумом, а потому мне не нужен такой просветитель," - то он отрицает явное и очевидное, как если бы ребенок сказал: "Мне не нужно образование; я стану действовать по своему соображению и разумению и так я достигну всех совершенств существования"; или как если бы слепой заявил: "Мне нет нужды в зрении, ибо множество других слепых людей существуют без особых трудностей".
Итак, ясно и очевидно, что человеку требуется просветитель, наставник, и такой наставник должен быть однозначно и несомненно совершенным во всех отношениях и превосходить всех людей. В противном случае, если бы он был подобен прочим человекам, он не мог бы быть их просветителем, потому что, если говорить более конкретно, он должен быть для людей одновременно просветителем и в материальном, и в гуманитарном, а также и в духовном плане - то есть он должен научить людей: организации и осуществлению всего, что связано с физическими потребностями; устройству общественного порядка для установления сотрудничества и взаимопомощи в жизни людей с тем, чтобы материальные ее стороны были организованы и не выходили из-под контроля в любых обстоятельствах. В то же время он должен осуществлять гуманитарное просвещение, - то есть направлять разум и мысль так, чтобы они могли достичь полного развития, чтобы осуществлялся прогресс знания и науки и чтобы истинная сущность вещей, тайны, заключенные в существах, и свойства миров могли быть познаны; чтобы неуклонно совершенствовались способы правления, общественные институты, изобретения; чтобы от мира зримых и ощущаемых вещей через информацию, даваемую чувствами, шел путь к логическому построению.
Он же должен осуществлять и духовное просвещение с тем, чтобы разум и познание смогли проникнуть в метафизический мир и обрести благо от очищающего дуновения Духа Святого, и приобщиться к Высшему Сонму. Он должен влиять на сущность человеческую, дабы она стала средоточием божественных проявлений в такой степени, что имена и свойства Бога смогут отразиться сияющим блеском в зерцале человеческой сущности и священный стих "Сотворим человека по образу Нашему и подобию"(3) найдет свое воплощение.
Ясно, что одними человеческими силами не справиться со столь грандиозной задачей и что один лишь разум не может взять на себя ответственность за осуществление такой великой миссии. Как может один человек без помощи и поддержки заложить основание столь благородного сооружения? Он должен полагаться на духовную и божественную силу, чтобы справиться с этой миссией. Одна Святая Душа способна вдохнуть жизнь в мир человечества, изменить облик планеты, дать толчок познанию, оживить души, заложить основы новой жизни, установить новые учреждения, внести порядок в мир, привести нации и религии под сень одного знамени, освободить человека из-под власти мира несовершенств и пороков и вдохнуть в него неистребимое стремление к совершенству - естественному и благоприобретенному. Несомненно, что ничто, кроме божественной силы, не в состоянии совершить столь грандиозную работу. Если судить непредвзято, то мы должны будем признать справедливость этого.
Дело, которое все правительства и народы мира, со всей их мощью и армиями, не в состоянии осуществлять и распространять, одна Святая Душа может продвинуть без посторонней помощи и поддержки! В человеческих ли силах совершить сие? Именем Бога клянусь, нет! К примеру, Христос в одиночку воздвиг знамя мира и справедливости, свершил труд, что не под силу всем славным правителям со всеми их воинствами. Взгляните, какова судьба столь многих и различных империй и народов: Римской империи, Франции, Германии, России, Англии и других; все они оказались собраны под одной крышей - то есть появление в сем мире Христа привело к единению различных наций, некоторые из которых под влиянием Христианства вступили в столь тесный союз, что жертвовали жизнями и владениями ради друг друга. После императора Константина, поборника Христианства, произошел раскол. Дело в том, что Христос объединил сии нации, но по прошествии некоторого времени по вине правителей начались разногласия. Я хочу сказать, что Христос воздвиг Дело, которое не по силам всем царям земным! Он объединил различные религии и улучшил древние обычаи. Подумайте, сколь велики были различия между римлянами, греками, сирийцами, египтянами, финикийцами, израильтянами, а также другими народами Европы. Христос устранил сии различия и стал источником любви между этими сообществами. Хотя по прошествии некоторого времени правители разрушили сей союз, Христос сделал свое дело.
Таким образом, Всеобщий Наставник должен быть одновременно просветителем в физическом, гуманитарном и духовном плане; и Он должен обладать сверхъестественной силой с тем, чтобы стать проводником божественного. Если в Нем не проявится святая сила, Он не сможет стать Наставником, ибо если Он не совершенен, то как сможет Он дать совершенное наставление? Если Он невежественен, то как сможет Он просветить других? Если Он несправедлив, то как сможет Он сделать праведными других? Если Он земной, то как сможет Он заставить других устремиться к небесам?
Итак, судите справедливо: обладали ли всеми этими качествами те Явители Бога, что приходили прежде(4)? Если бы Они не обладали всеми этими качествами и совершенствами, Они бы не были истинными Наставниками.
Таким образом, нам надлежит обосновать для думающих людей при помощи логических аргументов пророческую миссию Моисея, Христа и других Явителей Бога. И приводимые нами доказательства и свидетельства основываются не на традиции, а на доводах разума.
Мы уже показали, пользуясь логическими аргументами, что существующий мир крайне нуждается в наставнике и что преобразование мира должно достигаться при помощи божественной силы. Нет сомнения, что такая божественная сила есть откровение и что просвещение мира должно достигаться через эту силу, которая превыше сил человеческих.

(2) Бытие 1:26.
(3) Бытие 1:26.
(4) Явители Бога - это основатели религии. См. Вопрос 43 - "Два вида пророков".



--------------------------------------------------------------------------------

4 АВРААМ

Одним из тех, Кто был наделен этой силой и Кому она помогала, был Авраам. В подтверждение этого укажем, что Он родился в Месопотамии в семье людей, не исповедовавших Бога Единого. Он пошел против Своего народа и даже против Своей семьи, отрекшись от всех их богов. В одиночку и без поддержки Он противостоял могущественному племени, а это было не просто и не легко. Это как если бы в наши дни кто-либо явился к Христианам, почитающим Библию, и стал отрицать Христа; или если бы при Дворе Папы Римского - Боже упаси! - такой человек стал бы яростно поносить Христа и противоречить окружающим.
Люди, окружавшие Авраама, верили не в одного Бога, а во многих богов, которым они приписывали чудеса; поэтому они восстали на Него, и никто не поддержал Его, кроме Лота, сына брата Его, да одного-двух невлиятельных людей. В конце концов крайне притесняемый Своими врагами Он был вынужден покинуть Свою родину. По правде, Его изгнали в надежде, что Он будет разорен и уничтожен и что от Него и следа не останется.
Тогда Авраам пришел в Святую Землю. Его враги полагали, что изгнание приведет к Его разорению и гибели, ибо казалось невозможным, чтобы человек, изгнанный из родной земли, лишенный прав, подвергающийся нападкам со всех сторон - будь Он даже царского рода - смог избежать краха. Но Авраам быстро оправился и проявил незаурядную стойкость - и Бог обратил это изгнание к Его вечной славе - и установил веру в Бога Единого среди народов, исповедовавших многобожие. Сие изгнание дало начало многочисленному потомству Авраама, и им была отдана Святая Земля. В результате всего этого учение Авраама распространилось во все стороны, среди Его потомков явился Иаков, а затем и Иосиф, ставший правителем Египта. В результате изгнания Авраама в числе его потомков оказались Моисей и такая личность как Христос, и Агарь была обретена, и от нее родился Измаил, одним из потомков которого был Мухаммад. В результате Его изгнания среди Его потомков явился Баб(5), и множество Пророков Израиля были в числе потомков Авраама. И так будет продолжаться без конца. В конце концов в результате Его изгнания вся Европа и большая часть Азии явились под спасительную сень Бога Израиля. Судите сами, какова же та сила, что помогла Человеку, изгнанному из Своей страны, создать такую семью, установить такую веру и распространить такие учения. Осмелится ли кто сказать, что все это произошло случайно? Ответьте по совести: был ли этот Человек Наставником или нет?
Поскольку изгнание Авраама из Ура в Алеппо, в Сирию, привело к такому результату, следует подумать, каковы же будут последствия ссылки Бахауллы, во время которой Ему приходилось перемещаться из Тегерана в Багдад, оттуда в Константинополь, далее в Румелию, а затем в Святую Землю.
Сколь же совершенным Наставником был Авраам!

(5) Баб вел свое происхождение от Мухаммада.



--------------------------------------------------------------------------------

5 МОИСЕЙ

Моисей много лет провел в пустыне, будучи пастухом. Со стороны Он предстает как человек, который был взращен в условиях тирании, был известен меж людьми как Тот, Кто совершил убийство и стал пастухом. Правительство и люди Фараона ненавидели и отвергали его.
И вот такой Человек освободил великий народ от цепей рабства, привел его к согласию, вывел из Египта и привел в Святую Землю.
Этот народ из бездны унижения был поднят к вершине славы. Люди народа сего пребывали в рабстве - они стали свободны. Они были самым невежественным племенем - и стали мудрейшими. В результате установлений, что дал им Моисей, они достигли почетнейшего положения среди всех других народов, их слава распространилась по всем странам, она была столь велика, что среди соседних народов высшей похвалой человеку были слова: "Он должно быть израильтянин". Моисей установил законы и обряды; это вдохнуло жизнь в людей Израиля и привело их на высшую ступень цивилизации того времени.
Они достигли такого развития, что философы из Греции приезжали, чтобы почерпнуть знаний от ученых Израиля. Одним из таких философов был Сократ, который бывал в Сирии и воспринял от детей Израиля учение о Боге Едином и о бессмертии души. По возвращении в Грецию он распространял это учение. Впоследствии жители Греции выступили против него, обвинили его в нечестивости, по их настоянию он был судим Ареопагом и приговорен к смерти через принятие яда.
Так как же смог Человек, Который был заикой, Который воспитывался в доме Фараона, Который был известен меж людьми как убийца, Который из страха долго скрывался и Который стал пастухом, основать столь великое Дело, в то время как мудрейшие философы Земли не оказали и тысячной доли такого влияния на историю? Воистину сие есть чудо.
Человек, язык Которого заплетался, Который даже не мог правильно говорить, преуспел в основании сего великого Дела! Если бы божественная сила не помогала Ему, то Он никогда не смог свершить сей великий труд. Эти факты неоспоримы. Философы-материалисты, греческие мыслители, великие сыны Рима прославились в мире, при этом каждый был знатоком в одной области знаний. Так, Гален и Гиппократ прославились как медики, Аристотель достиг вершин в логике и аргументации, а Платон - в этике и теологии. Как же мог простой пастух вместить все эти знания? Несомненно, что Его поддерживала всемогущая сила.
Оцените также, сколь велики трудности и испытания, выпадающие на долю человека. Чтобы предотвратить акт жестокости, Моисей сразил египтянина и прослыл среди людей убийцей, в основном из-за того, что убитый Им человек принадлежал к правящей нации. Затем Он скрывался, и после всего этого Он оказался вознесен до положения Пророка!
Хотя у Него и была дурная репутация, Он, направляемый сверхъестественной силой, совершил чудо и установил Свои великие заветы и законы!



--------------------------------------------------------------------------------

6 ХРИСТОС

Затем явился Христос, который сказал: "Я родился от Духа Святого". Хотя в настоящее время Христианам легко верить этому утверждению, в те времена это было очень трудно. В Евангелии записано, что фарисеи говорили: "Не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сошел с небес?"(6)
Говоря кратко, этот Человек, Который в глазах всех занимал, казалось, низкое положение, восстал со столь великой силой, что упразднил религию, существовавшую уже пятнадцать столетий, и в такое время, когда малейшее отклонение от ее предписаний подвергало нарушителя опасности наказания или смерти. Более того, во времена Христа во всем мире - и среди израильтян тоже - наблюдались смятение и падение нравов, а сам Израиль к тому времени пришел в состояние крайнего упадка, разорения и зависимости. Сначала израильтян покорили халдеи и персы; потом они были обращены в рабство ассирийцами; далее они стали подданными и вассалами Греции; и наконец они оказались под властью презиравших их римлян.
Сей молодой Человек, Христос, с помощью сверхъестественной силы, осуществил отмену древнего Закона Моисеева, преобразовал общественную мораль и вновь заложил основание для вечной славы израильтян. Более того, Он принес человечеству благую весть о всеобщем мире и распространил во все пределы учение, предназначенное не только для Израиля, но сулящее счастье всему роду человеческому.
Первыми восстали на Него израильтяне, Его же народ. Внешне выглядело так, что они оказались сильнее Его и ввергли Его в величайшее унижение. В конце концов они увенчали Его терновым венцом и распяли Его. Но Христос, принимая величайшее страдание и муку, возглашал: "Солнце сие будет блистать, сей Свет воссияет, Моя благодать осенит мир, и все враги Мои будут посрамлены". И было по слову Его. Ибо все цари земные не смогли противостоять Ему. Их знамена оказались повержены, тогда как хоругвь Страстотерпца оказалась поднята ввысь.
Но все это противоречит нормальной человеческой логике. И тогда становится ясным и очевидным, что сей Славный Деятель был истинным Наставником, Просветителем в мире людей и что Ему помогала и Его укрепляла божественная сила.

(6) Евангелие от Иоанна 6:42.



--------------------------------------------------------------------------------

7 МУХАММАД

Перейдем к Мухаммаду. Жителям Америки и Европы известно множество историй о Пророке, которые они считают правдивыми, хотя авторы этих историй были либо невежественными, либо враждебно настроенными людьми - в большинстве своем это были представители духовенства; другим источником сведений о Пророке послужили невежественные люди из числа мусульман, пересказывающие легенды о Мухаммаде, которые они по своему невежеству считали средством восхваления Его.
Так некоторые отсталые Мусульмане восхваляют Его за многоженство, считая это удивительным и чудесным явлением; и большинство историков Европы доверяют россказням этих невежественных людей.
Например, какой-то глупец сказал священнику, что истинное величие проявляется в храбрости и в кровопролитии, и сообщил, что в одном из сражений сторонник Мухаммада снес головы сотне противников! Это позволило священнику сделать вывод о том, что верность Мухаммаду доказывается посредством убийств, хотя это не более чем пустые фантазии. Напротив, военные походы Мухаммада носили только оборонительный характер: подтверждением сему служит то, что все тринадцать лет проживания в Мекке Он и Его последователи подвергались жесточайшим преследованиям. В тот период они служили мишенью, на которую были направлены стрелы ненависти: некоторые из Его товарищей были убиты, а их имущество конфисковано; другие вынуждены были бежать в чужие края. Сам Мухаммад из-за крайних притеснений со стороны Курейшитов, которые в конце концов вознамерились убить Его, в одну из ночей бежал в Медину. Но и тогда Его враги не прекратили своих гонений и продолжали преследовать Его в Медине, а Его сторонников даже в Абиссинии.
В те времена арабские племена находились на низшей ступени дикости и варварства, и в сравнении с ними дикари Африки и дикие индейские племена Америки обладали мудростью Платона. Дикари Америки не погребали заживо своих детей, как поступали со своими дочерьми арабы, считая сие благородным делом(7). Многие мужчины запугивали своих жен, говоря: "Если ты родишь дочь, то я убью тебя". Даже и в наши дни арабы не радуются рождению дочерей. Далее, мужчина мог иметь хоть тысячу женщин, и большинство имели в доме больше десяти жен. Когда арабские племена воевали между собой, то победители захватывали женщин и детей побежденных в плен и обращали их в рабство.
Случалось, что когда умирал человек, имевший десяток жен, то сыновья этих женщин бросались захватывать матерей друг друга в собственность; если один из сыновей набрасывал свое покрывало на голову любой из жен своего отца и выкрикивал: "Эта женщина моя законная собственность", - то несчастная женщина сразу же становилась его пленницей и рабыней. Он мог сделать с ней все, что ему было угодно. Он мог убить ее, посадить ее в яму или избивать, терзать и мучить ее до тех пор, пока смерть не приносила ей освобождение. В соответствии с устоями и обычаями арабов он считался ее хозяином. Понятно, что между женами и детьми в таких семействах царили недоброжелательность, ревность, ненависть и вражда, и нет нужды распространяться на эту тему. Но, подумайте, каковы были положение и жизнь этих угнетенных женщин! Более того, средства к жизни арабы добывали грабежом и разбоем, так что они постоянно враждовали и воевали, убивая друг друга, разграбляя и расхищая имущество друг друга, уводя в плен женщин и детей, которых продавали в рабство. Сколь часто бывало, что дочери и сыновья князя, взращенные в роскоши и неге, за одну ночь оказывались ввергнутыми в унижение, нищету и рабство. Вчера еще они были принцами, сегодня они пленники; вчера они были женщинами высокого звания, сегодня они рабыни.
Мухаммад получил Божественное Откровение, когда жил среди сих диких племен, и, после тринадцати лет не прекращающихся гонений, Он был вынужден бежать(8). Но эти люди не прекратили преследований; они объединились, чтобы уничтожить Его и Его последователей. Вот при таких обстоятельствах Мухаммад был вынужден взяться за оружие. Такова истина: мы не фанатики и не имеем желания выгораживать Его, но мы судим по справедливости и говорим то, что есть правда. Давайте судить справедливо. Если бы Сам Христос оказался в таких условиях в окружении воинственных и варварских племен и если бы в течение тринадцати лет Он со Своими учениками терпеливо переносил все испытания и в конце концов был вынужден бежать из родной земли, а эти дикие, не знающие законов племена все равно продолжали бы преследовать Его, убивать мужчин, разграблять имущество, обращать в рабство жен и детей - что бы сделал Христос тогда? Если бы гонения обрушились только на Него, то Он простил бы своим гонителям, и такой акт прощения был бы наипохвальным; но если бы Он видел, что жестокие и кровожадные убийцы желают убивать, грабить и мучить всех угнетенных, обращать в рабство женщин и детей, то Он непременно оказал бы защиту последним и воспротивился бы угнетателям. В таком случае, что можно сказать против деяний Мухаммада? Вменять Ему в вину то, то Он и Его последователи, их жены и дети не покорились этим диким племенам? Избавить эти племена от кровожадности было великим благом, а обуздать и подчинить их было истинным милосердием. Сравните это с тем, когда человек подносит к губам яд, а его друг выбивает из рук у него чашу и спасает его жизнь. Если бы Христос оказался в подобных обстоятельствах, то определенно Он Своей всепобеждающей силой спас бы мужей, жен и детей от сих волков кровожадных.
Мухаммад никогда не сражался с Христианами, напротив, Он хорошо к ним относился и предоставлял полную свободу. Община Христиан, проживавших в Найране, пользовалась Его покровительством и защитой. Мухаммад заявил: "Если кто-либо станет попирать их права, Я лично воспротивлюсь ему и пред лицом Бога Я обвиню его." В эдиктах, которые Он издавал, ясно указано, что жизнь, имущество и честь Христиан и Иудеев находятся под защитой Бога; если Магометанин женится на Христианке, то муж не должен препятствовать ей посещать церковь и заставлять закрывать лицо, а в случае ее смерти он должен предоставить погребальный обряд Христианским священникам. Если Христиане захотят построить церковь, Мусульмане должны помочь им. В случае войны между приверженцами и врагами Ислама Христиане не должны побуждаться к участию в сражениях, если только они сами по доброй воле не пожелают выступить в защиту Ислама, в благодарность за то, что пребывали под его покровительством. В качестве компенсации за свою неприкосновенность они должны были выплачивать ежегодно небольшую сумму. Всего известно семь детально проработанных эдиктов по этим вопросам, несколько копий которых до сих пор сохранились в Иерусалиме. Это установленный факт, и он не нуждается в моем подтверждении. Эдикт второго Калифа(9) до сих пор хранится у православного Патриарха в Иерусалиме, и он не ставится под сомнение(10).
Тем не менее по прошествии времени и по причине враждебных выпадов как со стороны Мусульман, так и Христиан, между ними возникли ненависть и рознь. Это факт, а все остальные россказни Мусульман, Христиан и прочих есть лишь измышления, которые порождены фанатизмом или невежеством, или же проистекают из крайней недоброжелательности.
Например, Мусульмане говорят, что Мухаммад расколол луну и что она упала на гору у Мекки: они полагают, что луна есть небольшое тело, которое Мухаммад разбил на две части и забросил одну часть на одну гору, а другую - на другую гору.
Подобные истории есть чистой воды фанатизм. Также и традиции, на которые ссылаются представители духовенства, и поступки, которые они осуждают - все это оказывается весьма преувеличенным, если не абсолютно беспочвенным.
Говоря кратко, Мухаммад явился в пустыне Ходжаз на Аравийском полуострове, которая представляла собой бесплодные унылые пески, практически безлюдные. В некоторых местах климат крайне жаркий, как в Мекке и Медине; тамошние люди были кочевниками с нравами и обычаями обитателей пустыни, далекие от какого-либо образования и научных знаний. Мухаммад и Сам был неграмотным, и первоначально Коран записывался на овечьих лопаточных костях или на пальмовых листьях. Эти детали красноречиво говорят об уровне людей, к которым был послан Мухаммад. Первым Его вопросом к ним было: "Почему вы не принимаете Пятикнижие и Евангелие и почему вы не веруете в Христа и Моисея?" Они были озадачены и возражали: "Наши предки не веровали в Пятикнижие и Евангелие; ответь нам, почему же?" - Он отвечал: "Они пребывали в заблуждении; вы должны отвергнуть тех, кто не верует в Пятикнижие и Евангелие, хотя бы это были ваши отцы и предки."
Вот в такой стране и среди столь варварских племен неграмотный Человек создал книгу, в которой совершенным и выразительным слогом Он разъяснил божественные качества и совершенства, пророческую миссию Посланников Бога, Божьи законы, а также некоторые научные факты.
Так известно, что до открытий нового времени - то есть в продолжение первых веков и до пятнадцатого столетия Христианской эры - все математики мира были согласны в том, что Земля есть центр вселенной и что Солнце движется. Но известный астроном, который был сторонником новой теории, открыл, что Земля движется, а Солнце неподвижно(11). До него все астрономы и философы мира придерживались Птолемеевой системы, а возражавшие против нее считались невеждами. Хотя Пифагор и Платон (в конце своей жизни) признавали теорию о том, что годовое движение Солнца по зодиаку происходит не от Солнца, а скорее от обращения Земли вокруг Солнца, эта теория была совершенно забыта, и все математики принимали Птолемееву систему. Но в Коране имеются строки, противоречащие этой системе. Одна из них - "Солнце движется на своем определенном месте", - указывает на неподвижность Солнца и его вращение вокруг оси(12). Далее, в другом стихе: "И каждая звезда движется в своем собственном небе"(13). Таким образом, описаны движение Солнца, Луны, Земли и прочих тел. Когда появился Коран, все математики насмехались над этими утверждениями и называли эту теорию порождением невежества. Даже доктора богословия Ислама, видя, что сии строки противоречат общепринятой Птолемеевой системе, были вынуждены находить им иное объяснение.
И только после пятнадцатого столетия Христианской эры, почти девять столетий после Мухаммада, известный астроном при помощи телескопа, который он изобрел, осуществил новые наблюдения и сделал важные открытия(14). Были открыты обращение Земли, неподвижность Солнца, а также его вращение вокруг оси. Стало очевидным, что строки Корана соответствуют истинным фактам и что Птолемеева система была ложной.
Коротко говоря, многие народы Востока в течение тринадцати столетий взрастали под сенью религии Мухаммада. В средневековье, когда Европа оказалась погруженной в пучину варварства, арабские народы превосходили все прочие нации в учености, искусствах, цивилизованности, управлении, математике и прочих науках. Просветителем и Наставником сих арабских племен, Основателем цивилизации и совершенств гуманизма среди различных народов был неграмотный Человек, Мухаммад. Был ли сей
выдающийся Человек совершенным Наставником или нет? Рассудите по справедливому.

(7) Бану-Тамим, одно из самых варварских арабских племен, практиковало сей гнусный обычай.
(8) В Медину.
(9) Второй Калиф - Омар.
(10) См. Юрий Зайдан, "Омайяды и Аббасиды", в переводе Д. С. Марголиут (на англ. языке).
(11) Коперник.
(12) Коран 36:37.
(13) Коран 36:38 - данные цитаты переведены по тексту книги (прим. пер.).
(14) Галилей.



--------------------------------------------------------------------------------

8 БАБ

Что же касается Баба - да примет Господь мою душу в жертву за Него! - то в молодом возрасте, то есть когда Он достиг двадцать пятого года Своей славной жизни, Он явился, чтобы возгласить Свое Дело(15). Все шииты признавали, что Он никогда не посещал школы и не учился ни у одного учителя; все жители Шираза свидетельствовали об этом. Тем не менее Он вдруг предстал перед людьми, наделенный всей полнотой знания. Хотя Он был лишь купцом, Он посрамил всех улемов(1)6 Персии. В одиночку, в условиях, которые трудно вообразить, Он утвердил Дело среди персиян, которые известны своим религиозным фанатизмом. Сия великая Душа обладала такой мощью, что под ее влиянием были потрясены основы религии и морали, подверглись изменению традиции, устои и обычаи Персии, были установлены новые правила, новые законы, новая религия. Хотя важнейшие государственные лица, почти все духовенство и общественные деятели ополчились против Баба, чтобы погубить и уничтожить Его, Он в одиночку сумел противостоять им и привел в движение всю Персию.
Сколь много людей, среди которых были и улемы, и государственные деятели, с радостью пожертвовали жизнью ради Его Дела и не колеблясь приняли венец мучеников.
Правительство, власти, богословы, великие деятели хотели загасить Его огонь, но не смогли этого сделать. И в конце концов взошла Его луна, воссияла Его звезда, Его принципы прочно утвердились, и ослепительно разгорелась Его зарница. Он просветил божественным наставлением темные массы, и поистине чудесным было Его влияние на мысли, нравы, устои и обычаи персиян. Он объявил Своим последователям благую весть о явлении Солнца Баха и подготовил их к тому, чтобы они уверовали.
Столь дивные знамения и великие последствия; мощное воздействие на умы людей и господствующие в обществе идеи; закладка основания для прогресса; формулировка принципов, гарантирующих успех и процветание - все это, совершенное молодым человеком из купеческого сословия, представляет собой величайшее доказательство того, что Он был совершенным Просветителем, Наставником. Справедливый человек, не колеблясь, поверит в это.

(15) Баб в этой книге именуется Его полным титулом Хадрат-и-Ала, Его Верховное Высочество; но для удобства читателя мы и в дальнейшем будем именовать Его именем, под которым Он известен в Европе - т. е. Баб.
(16) Мусульманские богословы.



--------------------------------------------------------------------------------

9 БАХАУЛЛА

Бахаулла(17) явился в то время, когда Персидская Империя была погружена в пучины мракобесия и невежества и обуреваема всеослепляющим фанатизмом.
В европейских изданиях исторических книг вам, несомненно, встречались подробные описания нравов, обычаев и представлений персиян в последние столетия. Нет нужды повторяться. Коротко мы скажем, что Персия пала так низко, что все иностранные путешественники высказывали сожаление о том, что страна, прежде столь славная и высокоцивилизованная, оказалась в таком упадке, разрушении и хаосе и что ее население утеряло былое достоинство.
И именно в это время явился Бахаулла. Его отец не был из числа улемов, он был визирем. Как известно всем в Персии, Бахаулла никогда не посещал школу, не приходилось Ему также и общаться с кем-либо из улемов или ученых мужей. Ранний период Своей жизни Он провел в величайшем довольстве. Его окружали самые знатные люди Персии, но среди них не было ученых мужей.
Как только объявился Баб, Бахаулла сказал: "Сей великий Человек есть Владыка праведных, и все обязаны уверовать в Него". И Он встал на сторону Баба и явил множество доказательств и свидетельств в пользу провозглашенной Им истины, несмотря на то, что улемы государственной религии принудили правительство Персии всячески противостоять и противодействовать Бабу, а впоследствии издали распоряжение об избиении, разорении, преследовании и изгнании Его последователей. Во всех провинциях начались поджоги, ограбления и убийства обращенных, и были даже случаи избиения женщин и детей. Невзирая на это, Бахаулла с величайшей решимостью и силой возвысил Свой голос в защиту слова Баба. Он не пытался скрываться. Он в открытую спорил с Его врагами. Он предъявлял свидетельства и доказательства и был признан Глашатаем Слова Бога. Он претерпел множество превратностей и испытаний и перенес величайшие страдания, и всегда Его подстерегала угроза мученической смерти.
Он был закован в цепи и помещен в подземную тюрьму. Его весьма значительное состояние и наследство были разграблены и конфискованы. Четыре раза Его высылали из одной страны в другую, и Он обрел покой лишь в "Великой Тюрьме"(18).
Невзирая на все это, Он ни на мгновение не прекращал возглашать величие Дела Бога. Он явил такие добродетели, знания и совершенства, что на Него дивились все люди Персии. Везде - и в Тегеране, и в Багдаде, и в Константинополе, и в Румелии и даже в Акке - ученые мужи и люди науки, как дружелюбно, так и враждебно настроенные, вступившие с Ним в общение, всегда получали наиболее полный и убедительный ответ на любой представленный на обсуждение вопрос. Все признавали, что он был единственным и неповторимым во всех совершенствах.
Когда Он находился в Багдаде, не раз бывало, что Мусульманские улемы, Иудейские раввины и Христиане собирались вместе с несколькими учеными мужами из Европы и представали в Его благословенном присутствии: у каждого был свой вопрос и, хотя они разнились уровнем культуры, каждый получал полный и убедительный ответ, и удалялся удовлетворенный. Даже улемы Персии, пребывавшие в Кербеле и Наджафе, решили послать одного мудрого человека по имени Мулла Хасан Аму с поручением к Бахаулле. Этот человек явился в Священное Присутствие и предложил от имени улемов ряд вопросов, на которые Бахаулла дал ответ. Затем Хасан Аму сказал: "Улемы без колебаний признают знания и добродетели Бахауллы и отдают им должное, они согласны в том, что в учености ему нет равных; несомненно также и то, что Он никогда не учился и не приобретал этих знаний; но при этом улемы заявляют: "Нам этого мало; мы не можем признать истинность его миссии на основании его мудрости и праведности. А потому мы просим его явить нам чудо, чтобы удовлетворить нас и успокоить наши сердца".
Бахаулла в ответ заявил: "Хотя вы и не имеете права требовать этого, ибо положено Богу испытывать Свои создания, но не положено им испытывать Бога, тем не менее Я допускаю и принимаю сию просьбу. Но Дело Бога не есть театральное действо, которое может быть разыграно в любое время и в которое по желанию людей можно внести любое изменение. Если бы дело обстояло так, то Дело Бога стало бы детской забавой.
И потому улемы должны собраться и, по общему согласию, назвать какое-то чудо, и записать, что после явления этого чуда они перестанут сомневаться во Мне, и все примут и признают истинность Моего Дела. Пусть они запечатают эту бумагу и доставят ее ко Мне. В качестве критерия должно быть принято следующее: если чудо будет сотворено, то у них не останется сомнений; если же нет, то Мы будем признаны обманщиком." Ученый муж Хасан Аму поднялся и ответил: "К этому нечего добавить"; затем он поцеловал колено Благословенного, хотя и не был из числа верующих в Него, и отбыл. Он собрал улемов и передал им священное послание. Они посовещались и заявили: "Сей человек колдун; вдруг он сумеет совершить колдовство, и тогда нам нечего будет возразить". Исходя из этого заключения, они не осмелились продолжать дело(19).
Тот человек, Хасан Аму, поведал об этом случае во многих собраниях. Отбыв из Кербелы, он направился в Кирманшах и Тегеран и всюду подробно рассказывал об этом деле, подчеркивая боязнь и нерешительность улемов.
Говоря коротко, все Его противники на Востоке признавали Его величие, благородство, знания и добродетели; и, хотя они были Его недругами, они всегда говорили о Нем как о "прославленном Бахаулле."
В то время, когда сей великий Свет неожиданно загорелся на горизонте Персии, все видные люди, министры, улемы и представители других сословий восстали на Него, преследуя Его с величайшей злобой и возглашая, что "сей человек хочет унизить и разрушить религию, закон, нацию и империю." То же говорили и о Христе. Но Бахаулла в одиночку и без поддержки противостоял всем им, не проявляя при этом ни малейшей слабости. Наконец, они заявили: "Пока этот человек находится в Персии, не будет мира и покоя; следует изгнать его, чтобы Персия вновь пришла в состояние спокойствия."
Они стали оказывать давление на Него с тем, чтобы вынудить Его подать прошение о выезде из Персии, полагая, что таким образом будет погашен свет Его истины, однако результат был прямо противоположным. Дело стало распространяться, и его пламя разгорелось сильнее. Сначала оно распространялось только в пределах Персии, но изгнание Бахауллы привело к распространению Дела и в других странах. Тогда Его недруги стали говорить: "Ирак-и-Араб(20) недостаточно удален от Персии; следует выслать его в земли более отдаленные." Вот почему правительство Персии решило отправить Бахауллу из Ирака в Константинополь. И вновь события показали, что Дело ни в коей мере не ослабло. И опять они говорили: "Константинополь есть место, где пересекаются пути различных народов и племен; там бывает много персиян". Исходя из этих соображений они добились, чтобы Он был выслан далее в Румелию; но и там пламя продолжало разгораться и Дело возвышалось. В конце концов персияне заявили: "Ни одно из этих мест не устояло перед его влиянием; следует сослать его в такое место, где он окажется бессильным и где его семья и последователи будут сломлены страшными бедствиями". И тогда их выбор пал на тюрьму в Акке, которая предназначалась специально для убийц, воров и разбойников, да ведь по правде говоря, они и относили Его к числу опаснейших преступников. Но была явлена сила Бога: Его слово распространялось, и величие Бахауллы стало очевидным, ибо именно из этой тюрьмы, где Он находился в столь унизительных условиях, Он вызвал величайшие изменения в Персии, заставив перейти ее в новое состояние. Он одолел Своих недругов и доказал им, что они не в состоянии противостоять Делу. Его священное учение распространилось по всем частям Персии, и Его Дело прочно утвердилось.
Действительно, во всех концах Персии его недруги восстали на Него с величайшей ненавистью, бросая в тюрьмы, убивая и калеча уверовавших в Него, сжигая и разоряя тысячи жилищ, стараясь всеми способами искоренить и сокрушить Дело. Несмотря на все это, Дело Бахауллы, заключенного в тюрьму для убийц, разбойников и воров, возвысилось. Его учение перешло границы страны, и Его проповеди тронули многих из тех, кто был полон ненависти, и обратили их в Его твердых последователей. Даже само правительство Персии стало задумываться и сожалеть о том, что случилось по вине улемов.
Когда Бахаулла прибыл в эту тюрьму в Святой Земле, мудрым людям стало ясно, что благая весть, которую Бог возгласил устами Пророков две и три тысячи лет назад, опять сбылась, и что Бог выполнил обещание; ибо некоторым из Пророков Он открыл и поведал добрую весть о том, что "Господь Сил будет явлен в Святой Земле". Все эти обещания были исполнены; и трудно представить себе, как Бахаулла мог бы покинуть Персию и раскинуть Свой шатер в Святой Земле, если бы не преследования Его недругов, приведшие к изгнанию и ссылке. Его недруги надеялись, что после заключения Его в тюрьму Святое Дело будет подорвано и изничтожено, но в действительности сия тюрьма явилась величайшим благом и оказалась фактором, способствовавшим развитию Дела. Божественная слава Бахауллы распространилась по всему свету, и лучи Солнца Сущего озарили весь мир. Славен будь Бог! Хотя он считался заключенным, Его шатер был раскинут на Горе Кармель, и Он величаво перешагнул поставленные Ему пределы. Каждый, будь то друг или незнакомец, кто являлся в Его присутствие, отмечал: "Это князь, а не пленник."
По прибытии в тюрьму(21) Он направил послание Наполеону(22) через французского посла. Суть этого послания сводится к следующему: "Поинтересуйся, в чем заключается Наше преступление и почему Мы заключены в сию тюрьму и в сей застенок". Наполеон ничего не ответил. Тогда было составлено второе послание, которое включено в книгу Сурий-и-Хайкал(23). Вкратце его можно изложить так: "О Наполеон, ты не прислушался к тому, что Я возгласил, ты не удосужился ответить, и вскоре твои владения будут отняты у тебя, и тебя постигнет полное разорение". Это послание было отправлено Наполеону III по почте при посредничестве Цезаря Кетафаку(24), что было известно всем Его товарищам по ссылке. Текст этого предупреждения стал известен всей Персии, ибо как раз в это время в Персии распространялась книга Китаб-и-Хайкал, а сие послание было частью этой книги. Это происходило в 1869 г. Р. Х., и поскольку книга Сурий-и-Хайкал передавалась верующими Персии и Индии из рук в руки, все они с нетерпением ждали, что же последует. Вскоре, в 1879 г. Р. Х. разразилась война между Германией и Францией; и хотя в то время никто не ожидал победы Германии, Наполеон III оказался побежден и посрамлен; он капитулировал перед неприятелем и с вершин славы он оказался низвергнут в пучину унижения.
Скрижали(25) были также посланы другим царям, и среди них было письмо Х. М. Насрид-Дин Шаху. В этом послании Бахаулла заявил: "Призовите Меня, соберите улемов и потребуйте предъявить доказательства и аргументы с тем, чтобы истина и ложь стали явными." Х. М. Насрид-Дин Шах передал благословенное послание улемам и предложил им осуществить это, однако они не осмелились на такой шаг. Тогда он попросил семерых самых прославленных из их числа написать ответ на этот вызов. Через некоторое время они вернули благословенное письмо, заявив: "Этот человек противостоит религии и является врагом Шаха". Его величество Шах Персии был весьма раздражен и сказал: "Здесь идет речь о доказательствах и аргументах, об истине и лжи: что же здесь враждебного в отношении правительства? Увы! Сколь большое уважение мы питали к этим улемам, а они не могут даже дать ответ на это послание".
Коротко говоря, все, что было написано в Скрижалях, обращенных к царям, исполняется: если, начиная с 1870 г. Р. Х., проследить события, то мы обнаружим, что все происходило именно так, как и было предсказано; немного осталось из того, что пока не сбылось, оно будет явлено позже.
Люди из других земель, последователи разных религий, хотя они и разделяли веру в Бахауллу, приписывали Ему множество чудесных вещей. Некоторые почитали Его как святого(26), и даже писали трактаты о Нем. Один из таких людей, Сейид Давуди, известный ученый - суннит из Багдада, написал небольшой трактат, в котором он сообщал о некоторых сверхъестественных деяниях Бахауллы. Даже и в настоящее время во всех уголках Востока находятся люди, которые, хотя не веруют в Его Откровение, все же почитают Его как святого и рассказывают о приписываемых Ему чудесах.
В общем, как Его противники, так и Его приверженцы, а также те, кого принимали в священном месте, свидетельствовали о величии Бахауллы и признавали его. Даже не веруя в Него, они видели Его величие, ибо как только они вступали в пределы священного места, присутствие Бахауллы воздействовало на них таким образом, что большинство из них не могли произнести ни слова. Сколь часто бывало, что какой-либо из Его заклятых врагов решал про себя: "Я скажу то-то и то-то, когда окажусь в Его присутствии, и я буду так-то противоречить Ему и спорить с Ним", но представ в Священном Присутствии, он оказывался оражен и смущен и оставался безмолвным.
Бахаулла никогда не изучал арабский язык; у Него никогда не было ни наставника, ни учителя, не посещал Он также и школы. Тем не менее красноречие и изысканность, с какими Он изъяснялся на арабском, а также Его писания на арабском, вызывали удивление и изумление самых больших знатоков арабского языка, и все признавали и соглашались с тем, что Он несравним и Ему нет равных.
Если внимательно просмотреть текст Торы, то мы увидим, что Явители Бога никогда не заявляли тем, кто отрицал Их: "Я готов совершить любое из чудес по вашему желанию, и Я готов подвергнуться любому вашему испытанию". Но в Послании к Шаху Бахаулла ясно заявил: "Соберите улемов и призовите меня с тем, чтобы могли быть явлены свидетельства и доказательства"(27).
В течение пятидесяти лет Бахаулла противостоял Своим недругам как скала: все хотели уничтожить Его и искали Его погибели. Тысячи раз они собирались замучить и погубить Его, и все эти пятьдесят лет Он пребывал в постоянной опасности.
В наши дни Персия пребывает в состоянии такого упадка и хаоса, что все разумные люди, как персияне, так и иностранцы, которые осознают истинное положение вещей, признают, что ее прогресс, ее цивилизация и ее возрождение зависят от распространения учения и развития принципов, заложенных сей великой Личностью.
Христос в Свои благословенные дни по-настоящему наставил лишь одиннадцать человек: величайшим из них был Петр, который, тем не менее, в час испытания трижды отрекся от Христа. Несмотря на это, Дело Христа постепенно охватило весь мир. К настоящему времени Бахаулла просветил и наставил тысячи душ, которые, даже под угрозой меча, возносили к небесам возглас "Йа Бахаул-Абха"(28); и в огне испытаний их лица сияли подобно золоту. Так подумайте же, что свершится в будущем.
И последнее, следует быть справедливым и признать, сколь великим Наставником сей Славный Деятель был, сколь дивные знамения были явлены Им и сколь великая сила и мощь были даны миру через Него.

(17) Джамал-и-Мубарак, Благословенная Краса, - титул, которым именуется Бахаулла в этой книге. Он также именуется Джамал-и-Кидам, Предсущая или Почтенная Краса. Но мы будем называть Его Бахауллой - именем, под которым Он известен на Западе.
(18) Сначала Он был выслан в Багдад, затем в Константинополь, далее в Андрианополь; в "Великую Тюрьму" в Акке (Акра) Он был заключен в 1868 г.
(19) Проницательность Бахауллы в данном случае одержала верх над враждебностью Его недругов, которые, без сомнения, не смогли бы договориться о том, какое чудо назвать.
(20) Ирак; не путать с другим районом Ирана, именовавшимся тогда Ирак-и-Азам, а в настоящее время - Арак.
(21) В Андрианополе.
(22) Наполеону III.
(23) Один из трудов Бахауллы, написанный после Его провозглашения.
(24) Сын французского консула в Сирии, с которым Бахауллу связывали дружеские отношения.
(25) Наименование, данное посланиям Бахауллы.
(26) Вали.
(27) См. третью сноску в Данном Вопросе 9 и относящийся к ней текст. Уделяя столь большое внимание этому примеру здравомыслия Бахауллы, Абдул-Баха хочет подчеркнуть бесполезность чудес в качестве доказательств истинности Явителей Бога. См. Вопрос 22 - "ЧУДЕСА".
(28) Возглас, используемый Бахаи для выражения веры, означает буквально "О Ты, Славнейший из Славных!".



--------------------------------------------------------------------------------

10 ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ИЗ БИБЛЕЙСКОЙ ТРАДИЦИИ,
ВЗЯТЫЕ ИЗ КНИГИ ПРОРОКА ДАНИИЛА

Сегодня в нашей застольной беседе давайте немного поговорим о доказательствах. Если бы вы побывали в сем благословенном месте во дни, когда был явлен ясный Свет(29), если бы вы пребывали при дворе Его присутствия и если бы вы воочию лицезрели сияние Его красы, вы бы осознали, что Его учение и совершенство не нуждались в каких-либо доказательствах.
Удостоившись чести пребывания в Его присутствии, некоторые люди сразу становились убежденными верующими; им не требовалось никаких дополнительных доказательств. Даже те, что отрицали Его и люто ненавидели, при встрече с Ним невольно свидетельствовали в пользу величия Бахауллы, заявляя: "Это замечательный человек, и сколь прискорбно, что он высказывает такие притязания! Все остальное из его речей вполне приемлемо".
Но теперь, когда закатилось Светило Истины, всем требуются доказательства; посему мы намерены представить рациональные доводы, свидетельствующие об истинности Его притязаний. Мы приведем лишь одно доказательство. И одного его было бы достаточно для тех, кто судит по справедливости, ибо его никто не сможет отрицать. Это доказательство заключается в том, что сей выдающийся Деятель воздвиг Свое Дело, находясь в "Великой Тюрьме"(30); из сей Тюрьмы Его свет распространился во все пределы, Его слава овладела миром, и Его величие было явлено Востоку и Западу. До нашего времени ничего подобного никогда не случалось.
Если бы соблюдалась справедливость, то это было бы признано; но есть люди, которые, даже если им представить все доказательства в мире, все равно не станут судить по справедливости!
Так, нации и государства со всей их мощью не смогли устоять против Него. Воистину, в одиночку и без поддержки, пребывая в заключении и притеснении, Он исполнил все то, что вознамерился совершить.
Я не хочу рассказывать о чудесах, сотворенных Бахауллой, ибо могут сказать, что это лишь традиция, в которой могло отразиться как истинное, так и ложное, как это произошло с чудесами Христа, описанными в Евангелии - о них нам сообщают апостолы, но более никто, но их же отрицают Иудеи. Хотя, если бы я пожелал рассказать о сверхъестественных деяниях Бахауллы, то рассказать можно было бы о многом; эти чудеса общепризнанны на Востоке, и их признают даже некоторые люди не из числа Бахаи. Но такие рассказы не для всех являются решающими доказательствами и свидетельствами; слушатель может сказать, что рассказ не соответствует тому, что в действительности произошло, ибо известно, что представители всех вероисповеданий рассказывают о чудесах, сотворенных основателями их религии. Так, последователи Брахманизма передают рассказы о чудесах. По каким признакам мы можем судить, что те чудеса ложны, а эти истинны? Если те являются россказнями, то и все остальные тоже россказни; если те чудеса признаются всеми, то и другие должны всеми признаваться. Следовательно, такие рассказы не являются убедительными доказательствами. Конечно же, чудеса являются доказательствами только для очевидцев, но даже и очевидец может посчитать их не чудом, а колдовством. Ведь известны необычайные вещи, совершенные некоторыми кудесниками.
Короче, я хочу сказать, что Бахаулла совершил множество удивительных дел, но мы не станем их перечислять, ибо они не являются доказательствами и аргументами для всех людей земли, и они не являются решающими свидетельствами даже для тех, кто их наблюдал: они могут думать, что все это лишь колдовство.
Также следует отметить, что большинство совершенных Пророками чудес, о которых упоминается, имеют не буквальный, а сокровенный смысл. Например, в Евангелии записано, что при мученической смерти Христа воцарилась тьма и земля содрогнулась, и завеса в Храме разорвалась надвое, сверху донизу, и мертвые вышли из гробов. Если бы все это имело место, это ужаснуло бы людей, и непременно было бы записано в истории того времени. Эти события посеяли бы большое смятение в сердцах. Солдаты бы либо сняли Христа со креста или бежали бы. Об этом же не сообщается ни в одном историческом сочинении; таким образом, очевидно, что эти события следует понимать не буквально, а как имеющие сокровенный смысл(31).
В наши намерения не входит отрицание таких чудес; мы только хотим сказать, что они не представляют решающих доказательств и что они имеют сокровенный смысл.
В соответствии с этим в сегодняшней застольной беседе мы обратимся к разъяснению доказательств, относящихся к традиции и содержащихся в Священных Книгах. До сих пор мы приводили лишь рациональные доказательства.
Для серьезных поисков истины необходимо состояние, подобное состоянию жаждущей горящей души, алчущей воды жизни, состоянию рыбы, рвущейся в море, состоянию страдальца в поисках истинного целителя, дарующего божественное исцеление, состоянию сбившегося с пути каравана, стремящегося найти нужную дорогу, состоянию затерявшегося в просторах корабля, пробивающегося сквозь волны к спасительному берегу.
Посему, ищущий должен быть наделен определенными качествами. Прежде всего, он должен быть справедлив и отстранен от всего, кроме Бога; его сердце должно быть всецело устремлено к высшему горизонту; он должен быть свободным от бремени эгоизма и страстей, ибо это помеха. Более того, он должен быть способным переносить любые трудности. Он должен быть абсолютно чист и безгрешен, и независим от любви или ненависти обитателей мира. Почему? Потому, что его любовь к кому-либо или к чему-либо может помешать ему увидеть истину в другом, и, подобным же образом, ненависть к чему-либо может явиться препятствием для распознавания истины. Таковы условия исканий, и ищущий должен обладать этими качествами и свойствами. Пока человек не достигнет такого состояния, он не сможет узреть Солнце Сущего.
Вернемся же к нашему предмету. Все народы мира пребывают в ожидании двух Явителей, Которые должны быть явлены одновременно; все ждут исполнения сего обещания. В Библии Иудеям обещаны Господь Сил и Мессия; в Евангелии обещаются возвращение Илии и Христа.
В религии Мухаммада есть обещание Махди и Мессии, и то же есть и в религии Зороастрийцев, и в других религиях, но если мы будем рассматривать этот вопрос подробно, то это займет слишком много времени. Следует отметить главное, что во всех религиях обещаны два Явителя, Которые придут один вслед за другим. Было предсказано, что во дни этих двух Явителей земля преобразится, существующий мир будет обновлен, и населяющие его люди будут облачены в новые одежды. Справедливость и истина наполнят мир; вражда и ненависть угаснут; исчезнет все, что приводит к разделению между народами, расами и нациями; и появится стремление к единению, гармонии и согласию. Нерадивые очнутся, слепые прозреют, глухие станут слышать, немые заговорят, немощные исцелятся, мертвые восстанут. Война уступит место миру, вражда будет побеждена любовью, будут полностью устранены причины споров и противоречий, и будет достигнуто истинное благоденствие. Мир станет отражением Царствия Небесного; род людской будет Престолом Божества. Все нации сольются в одну; все религии объединятся; все индивидуумы станут как одна семья и одно племя. Все религии земли обратятся в одну; исчезнут предубеждения, вызванные расовыми, национальными, индивидуальными, языковыми и политическими различиями, и все люди приобретут жизнь вечную, под сенью Господа Небесных Сил.
Ныне нам предстоит доказать при помощи Священных Книг, что сии два Явителя пришли, и нам предстоит уяснить значение слов Пророков, ибо мы хотим представить доказательства, извлеченные из Священных Книг.
Несколько дней назад в застольной беседе мы представили рациональные доказательства в подтверждение истинности этих двух Явителей.
Итак: в Книге Пророка Даниила определено, что от восстановления Иерусалима до мученической смерти Христа пройдет семьдесят недель; ибо страданиями Христа прекращена жертва и алтарь разрушен(32). Таково пророчество о явлении Христа. Упомянутые семьдесят недель начинаются с восстановления и обстраивания Иерусалима, относительно чего четыре эдикта были изданы тремя царями.
Первый был издан Киром в 536 г. до Р. Х.; это записано в первой главе Книги Ездры. Второй эдикт касательно обстраивания Иерусалима издан Дарием Персидским в 519 г. до Р. Х.; это записано в шестой главе Книги Ездры. Третий издан Артаксерксом в седьмой год его царствования - то есть в 457 г. до Р. Х.; это записано в седьмой главе Книги Ездры. Четвертый издан Артаксерксом в 444 г. до Р. Х.; это записано во второй главе Книги Неемии.
Но Даниил особенно указывает на третий эдикт, который был издан в 457 г. до Р. Х. Семьдесят недель составляют четыреста девяносто дней. Каждый де


Создан 28 ноя 2005



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником