Парижские беседы

 
 

Парижские беседы

Выступления Абдул-Баха в Париже в 1911 году



Предисловие

Уже многое написано о поездке Абдул-Баха, иди Аббаса Эф-
фенди, в Европу. Во время Своего пребывания в Париже на Авеню Камоэнса, 4 Он каждое утро вел короткие «Беседы» с людьми, которые горели желанием услышать о Его Учении.

Это были слушатели разных национальностей и разных ти­пов мышления, образованные и не получившие систематического образова­ния, члены всевозможных религиозных групп, тео­софы и агностики, мате­риалисты и духовно просвещенные люди.

Абдул-Баха говорил на персидском языке, который переводили на французский.

Эти беседы были записаны моими дочерьми, моей подругой и мной.

Многие друзья просили нас опубликовать эти записи на английском языке, но мы колебались. Наконец, когда Сам Абдул-Баха попросил нас об этом, мы, разумеется, согласились, хотя и понимали, что наше перо «слишком слабо для столь высокого послания».

Естественную простоту, которую переводчик столь умело передал на французском языке, мы постарались перенести и в наш скром­ный английский перевод.

S.L.B., М.Е.В., R.E.C.B. и В.М.Р.1

Монт Пелерен, Вевей. Январь 1912 г.

Введение

Содержание этой книги составляют беседы, записанные в Па­риже
...................... со слов Абдул-Баха. Абдул-Баха — это третья и последняя великая Цен­тральная Фигура Веры Бахаи; Он был единственным из Них, Кто посетил Запад. Его неформальные беседы предназначались узкому кругу лиц во время Его пребывания в Париже с октября по декабрь 1911 года. Его слушали разные люди — одни ради Его Послания отдали бы свои жизни, другие были бы рады лишить жизни Его Самого. Беседы записывались несколькими друзьями, и ныне они опубликованы на многих языках.

Вера Бахаи зародилась в иранском городе Ширазе. Именно здесь в мае 1844 года был признан Посланником Бога Сейид Мирза Али Мухаммад. После недолгого посвящения Он отправил Своих учеников в разные концы страны, дабы они возвестили о том, что заря нового Откровения восходит над землей и что вскоре придет другой, еще более великий Посланник. Так в Иране возникло новое религиозное течение, которое стало распространяться по стране со скоростью лесного пожара. В его ряды вливались как представи­тели скромнейших слоев общества, так и его верхов, что вызывало недоволь­ство мусульман­ских властей. Уже через несколько месяцев на приверженцев новой Веры начались жестокие гонения. Очевидцы с Запада оставили свиде­тельства о страшной расправе фанатиков-мусульман над иноверцами. Но пытки и мученические смерти, как бы чудовищны они ни были, не могли ос­тановить последователей Пророка, готовых принести в жертву свои жизни ради Учителя. За несколько лет двадцать тысяч человек с радостью пошли на смерть ради новой Веры. Первый период преследований ее приверженцев за­кончился мученической смертью Самого Али Мухаммада, принявшего титул Баб, то есть «Врата». Баб был расстрелян 9 июля 1850 года на базарной пло­щади в Тебризе.

В 1863 году в саду Ризван в Багдаде иранский дворянин по имени Мирза Хусейн Али, известный как Бахаулла, то есть «Слава Божия», объявил Себя Посланником Бога, о приходе которого Баб оповестил Своих учеников. Как один из первых последователей Баба, Он был лишен всего Своего имущества и заключен в одну из темниц Тегерана, а затем выслан в Багдад. За этой ссыл­кой последовали другие, маршрут которых соответствовал ряду древних проро­честв: Константинополь, Адрианополь и, наконец, Акка. Находясь в заключении в этом городе, Он объявил о Себе и Своем Послании в письмах правителям земли; в этих письмах Он призывал их прекратить подготовку к войне и обратиться к Нему, предсказывая их скорое падение, если они не последуют Его призыву. Двадцать погибших с тех пор монархий —мрачное свидетельство могущества Его слова. Его Писания составляют в совокупности около ста томов. Он скончался в 1892 году, формально оставаясь узником. Своим преемником и толкователем Своего слова Он назначил Своего старшего сына, известного под именем Абдул-Баха, то есть «Слуга Славы».

Абдул-Баха родился в 1844 году. В течение всей жизни Он сопровождал Своего Отца в Его странст­виях, разделяя, подобно другим членам семьи, лишения, ссылку и тюремное заключение. Он находился в заключении и после кончины Бахауллы, однако имел возможность при­нимать приезжавших к Нему паломников с Запада. В 1908 году Абдул-Баха был освобожден благодаря младо-турецкой революции. После Своего освобож­дения Абдул-Баха, признанный Глава Веры Бахаи, отправился в путешествие с целью провозглашения ее Послания.

В 1911 году в возрасте 67 лет Абдул-Баха отправился в Европу и 10 сентября 1911 года впервые выступил перед западной аудиторией в лондонской церкви Сити Темпл. 3 октября Он покинул Англию и отправился во Францию. В те­чение девяти недель Он находился в Париже, где и состоялись записанные в этой книге беседы. Покинув Европу 2 декабря 1911 года, Абдул-Баха вернулся в Египет, а весной следующего года отправился в новое путешествие, на этот раз в Америку. Во время восьмимесячного пребывания на американском континенте Он проехал от Атлантического океана до Тихого, посетив более сорока центров бахаи на территории США и Канады. В Уилметте, близ Чикаго, Он заложил первый камень в основание первого на Западе храма Бахаи. В декабре 1912 года Он снова посетил Великобританию, выступив перед публикой в Ливерпуле, Оксфорде, Эдинбурге, Уокинге и Бристоле, а также в Лондоне. Из Великобритании Абдул-Баха снова отправился во Францию, а за­тем посетил ряд европейских городов, в том числе Штутгарт, Вену и Буда­пешт, после чего, в июне того же года, отплыл в Порт-Саид.

В прессе много писали об Абдул-Баха и о лю­дях, которые приходили к Нему. «Когда мы вспоминаем о тех днях, в ушах звучат отзвуки их шагов,— писала хозяйка лондонской квартиры, в которой останавливался Абдул-Баха.— Они приезжали из всех стран мира. Каждый день, с утра до вечера, постоянный поток посетителей, непрерывная процессия!» Горячее одобрение выражали Ему ученые.

В 1913 году Он возвратился в Святую Землю, где и прожил до Своей кончины, последовавшей в 1921 году.

Скорость, с которой идеи, провозглашенные Бахауллой, рас­пространя­ются по миру — одно из удивительных явлений современности. Сегодня найдется немного мыслящих людей, которые стали бы оспаривать такие при­нципы, как равенство женщин и мужчин, единство народов, введение меж­дународного вспомогательного языка, учреждение мирового парламента с последующим уменьшением национальных суверенитетов, использвание концепции кол­лективной безопасности, а также признание единства человечества и невоз­можности разрешения глобальных проблем на локальном уровне.

Действительно, хотя эти и другие принципы были провозглашены в то время, когда они казались до смешного нереалистичными, их окончательное тор­жество никогда не вызывало сомнения. Но достигнуть цели можно было лишь признав Божественного Толкователя этих принципов. Человечество же сделало иной выбор, тяжкие последствия которого сегодня столь очевидны, сколь очевидно и то, что ранее отвергнутые идеалы Бахауллы, шаг за ша­гом, неминуемо входят в нашу жизнь.

Вера Бахаи была определена как обновленная религия, но она содержала и нечто новое, чего не было в религиях прошлого. Она предложила людям хартию мирового порядка, основанного на принципах, провозглашаемых этой Ве­рой, а также административную систему, уже успешно функционирующую в зачаточной форме во многих странах мира. Вера Бахаи проливает свет на многие вопросы бытия, в том числе на значение Творения, а также на мес­то человека во вселенной. Она помогает понять весь ход истории, вплоть до сегодняшнего хаоса, соединяя мировой процесс с Целью, которая постоянно, каждое мгновение, раскрывается перед человеком. Внучка королевы Вик­тории, королева Мария Румынская, писала: «Учение Бахаи приносит мир и понимание. Оно подобно широким объятиям, собирающим вместе всех, кто долго искал слова надежды. Оно признает всех великих Пророков прошедше­го, оно не уничтожает других направлений и оставляет открытыми все две­ри. Опечаленная непрерывной борьбой между представителями разных кон­фессий и утомленная их нетерпимостью по отношению друг к другу, я от­крыла в учении бахаи истинный дух Христа, который столь часто отвергали и толковали превратно: единство вместо борьбы, надежда вместо проклятия, любовь вместо ненависти и великое утешение для всех людей».

С кончиной Абдул-Баха Вера Бахаи вступила в Век Становления — время, определенное для ее утверждения во всем мире. В 1921 году Вера достигла тридцати трех стран, и с тех пор распространилась по всему миру. Сейчас Вера Бахаи представлена во всех странах мира; местных центров насчитыва­ется более ста десяти тысяч, литература Бахаи переведена на более чем во­семьсот языков и наречий.

Те, кто встречался с Абдул-Баха и говорил с Ним, не удивлялись тому, как быстро Вера Бахаи находит своих горячих последователей. При личном общении с Ним человеку казалось, что он достигает новых высот духовности, а волновавших его проблем более не существует. Абдул-Баха излучал удивитель­ный дух любви и единения, и в Его присутствии отступали все разногласия. Ес­ли третья из Центральных Фигур Веры Бахаи произво­дила столь глубокое воздействие, можно ли удивляться той силе, с которой эта Вера притягивает души и соединяет сердца? Мы завершим это введение словами выдающегося англичанина, сэра Рональда Сторрса, который встречался с Абдул-Баха и проникся силой Его великого духа:

«Впервые я встретился с Абдул-Баха в 1900 году... Я ехал в конной повозке из Хайфы в Акку и провел весьма приятный час с терпеливым, но непоко­ренным заключенным и ссыльным... Война разлучила нас до тех пор, пока Лорд Элленби после своего триумфального прохода сквозь Сирию не послал меня для установления правления в Хайфе и прилегающем районе. Я навес­тил Аббаса Эффенди в тот же день, когда приехал, и был счастлив обнару­жить Его неизменившимся.

Я никогда не пренебрегал возможностью навестить Его, когда бы я ни по­сещал Хайфу. Его беседа была подобна высокому парению, силой своей напоминала речи ветхозаветных Пророков; не касаясь мелких деталей палестин­ской политики, Он умел и в частном увидеть общее...

Я отдал свой последний долг сердечного уважения, когда в 1921 году со­провождал сэра Герберта Сэмьюэля на похоронах Аббаса Эффенди. Мы шли во главе траурной процессии вверх по склону горы Кармел. Здесь были пред­ставители разных вероисповеданий. Общее чувство скорби еще более подчер­кивала предельная простота церемонии. Столь сильного выражения боли и благоговения мне более увидеть не довелось».

Часть первая

Долг радушия и участия по отношению
к незнакомцам и чужестранцам
16 и 17 октября 1911 года

Когда человек обращается к Богу, он видит вокруг себя лишь
солнечный свет. Все люди становятся ему братьями. Не позволяйте условностям стать причиной равнодушия и холодности при встрече с чужестранцами. Не смотрите на них так, как будто вы считаете их злодеями, ворами и грубиянами. Вы полагаете, что необходимо быть осторожным и не идти на риск знакомства с этими, возможно, нежелательными для Вас людьми.

Я прошу вас думать не только о себе. Будьте добры к чужестранцам, неважно, приехали ли они из Турции, Японии, Персии, России, Китая или какой-нибудь другой страны.

Помогите им почувствовать себя как дома; выясните, где они останови­лись, спросите, не можете ли вы им чем-нибудь помочь, постарайтесь сде­лать их жизнь хоть немного счастливее.

Оставайтесь приветливыми по отношению к ним даже в том случае, если ваше первоначальное подозрение подтвердилось — подобное радушие поможет им стать лучше.

Почему, в конце концов, вообще мы должны обращаться с иностранцами как с чужи­ми?

Давайте понять каждому, с кем вы встречаетесь, что вы и в самом деле бахаи, не объявляя об этом.

Претворяйте в жизнь Учение Бахауллы о добром отноше­нии ко всем народам. Проявляя свою дружбу, не ограничивайтесь только словами, пусть ваши сердца будут преисполнены любовью и радушием ко всем тем, с кем пересекаются ваши пути.

О вы, дети народов Запада, будьте добры к находящимся среди вас выходцам из восточных стран. Забудьте в разговоре с ними ваши условности, это непривычно для них. Подобное поведение кажется восточным людям холодным и недружелюбным. Постарайтесь проявить больше симпатии. Дайте им почувствовать, что вы наполнены огромной, всеохватной любо­вью. Когда вы встречаетесь с персом или другим иностранцем, говорите с ним как с другом; если он одинок — постарайтесь по­мочь ему, с готовностью предложите ему свои услуги; если он грустен — утешьте его, если он беден — помогите ему, если он угнетен — защитите, если он в беде — поддержите. Поступая так, вы покажете не только на словах, но и на деле, что всех людей вы считаете своими братьями.

Что толку соглашаться с тем, что всеобщая дружба хороша, и говорить о солидарности человеческого рода как о высоком идеале? До тех пор, пока мысли эти не претворены в жизнь, они бесполезны.

Зло продолжает существовать на свете лишь потому, что люди только говорят о своих идеалах, не стремясь воплотить их в де­ла. Если эти слова заменить соответствующими поступками, то очень скоро на земле беды сменились бы благополучием.

Человек, который творит добро, но мало говорит об этом, находится на пути к совершенству.

Невелика цена тому, кто делает не так уж много хорошего, а на словах преувеличивает значение сделанного.

Если я люблю вас, мне не нужно постоянно говорить об этом — вы узна­ете это без слов. С другой стороны, если я вас не люблю, вы об этом все равно догадаетесь и не станете мне верить, даже если бы я сказал вам тысячу слов о том, что люблю вас.

Люди поднимают много шума вокруг добра, прибегая к красивым словам, потому что им хочется казаться выше и лучше окружающих и добиться из­вестности. Творящие добро меньше всего говорят об этом.

Дети Бога, выполняя Его заветы, не хвалятся своими делами.

Я надеюсь, что вы устраните насилие и притеснение и будете неустанно трудиться до тех пор, пока справедливость не восторжествует в каждой стране, и что вы сохраните сердца ваши чистыми и руки, не запятнанными несправедливыми поступками.

Это необходимо, чтобы приблизиться к Богу, и это то, чего я от вас жду.

Сила и значение истинной мысли зависят
от ее воплощения в делах
18 октября

Сущность человека — его мысли, а не его физическое тело.
........ Сила мысли и материальные силы взаимосвязаны. Человек, хотя и принадлежит к материаль­ному миру, тем не менее наделен силой мышления, и это воз­вышает его над всеми другими созданиями.

Если человек постоянно стремится в помыслах своих к духовному бо­гатству, он вступает на путь святости; тот же, чьи помыслы устремлены не ввысь, а вниз, ко всему материальному в этом мире, постепенно скатывается все ниже и ниже, достигая в конце концов состояния, немногим отличаю­щегося от животного.

Мысли можно разделить на две категории:

1. Абстрактные, принадлежащие исключительно миру

мысли.

2. Конкретные, проявляющиеся в делах.

Некоторые мужчины и женщины довольствуются благородством своих мыслей, но без претворения в жизнь эти мысли бесплодны — сила мысли зависит от ее претворения в дела. Мысли философа, однако, могут найти выражение в действиях других людей и послужить делу прогресса и развития, даже если он сам не в со­стоянии и не готов претворить великие идеалы в своей собственной жиз­ни. К этой группе относится большинство философов, поскольку их учения гораздо выше их деяний. В этом и заключается разница между философами, являющимися Духовными Учителями, и просто философами. Духовный Учитель — тот, кто, следуя своему учению, переносит свои духовные понятия и идеалы в мир действия. Его божественные мысли проявляются в мире. Он неотделим от своего мышления. Если же философ, с одной стороны, пре­возносит важность и значение справедливости, а с другой — поддерживает алчного и деспотичного правителя, то мы быстро распознаем, что он принадлежит к пер­вой группе, то есть мыслит небесными категориями, но не реализует их в соответствующие добродетели.

Подобное состояние невозможно у Духов­ных Философов, ибо их воз­вышенные и благородные мысли непременно выражаются в действиях.

Бог — великий и милосердный врачеватель, единственный, приносящий истинное исцеление
19 октября

Всякое истинное исцеление исходит от Бога! Существуют две
при­чины возникновения болезней: материальная и духовная. Если заболевает тело, то требуется материальное средство для его исцеле­ния, если душа — духовное.

Полное выздоровление не наступит, если во время лечения мы не получим Божественного благословения, ибо лекарства служат лишь внешним зримым средством, позволяющим нам достигнуть Божественного ис­целения. Без исцеления духа лечение тела совершенно бесполезно. Все на­ходится в руках Бога, и без Него у нас не может быть никакого здоровья!

Многие люди умерли именно от тех болезней, которые они специально изучали. Аристотель, изучавший органы пищеварения, умер от желудочного заболевания. Авиценна, специалист в области сердца, умер от болезни сердца. Бог — великий, милосердный Врач, единственный, кто обладает силой истин­ного исцеления.

Все создания зависят от Бога, какими бы большими ни казались их зна­ния, сила и независимость.

Взгляните на могущественных правителей земли, обладающих всей пол­нотой власти, на которую только способен человек. Когда смерть призовет их, они будут вынуждены подчиниться ей точно так же, как и простые крестьяне.

Взгляните на животных, как беспомощны они в своей кажущейся силе! Слону, самому большому из животных, докучает муха, а лев не может ос­вободиться от паразитов. Даже человеку — венцу творения — для жизни необходимо множество условий. Это прежде всего воздух — если человек ли­шится воздуха на несколько минут, то он умрет. Точно так же нам необхо­димы вода, пища, одежда, тепло и многое другое. Человек со всех сторон окру­жен опасностями и испытывает трудности, с которыми его физическое тело са­мо справиться не может. Если человек наблюдает за окружающим миром, он понимает, что все сотворенное подвластно законам Природы и зависит от них.

Только человек смог с помощью своей духовной силы освободиться, воз­выситься над миром материи и заставить его служить себе.

Без Божией помощи человек бессилен, как погибающее животное, но Бог наделил его чудодейственной силой, благодаря которой он всегда мо­жет обратить взор к небу и получить от Его Божественной благодати, наряду с другими дарами, исцеле­ние от болезней.

Но увы! Человек не выражает признательности за это высшее благо, он спит беззабот­ным сном, пренебрегая великой милостью, оказанной ему Богом, отво­рачивая лицо от света и продолжая путь свой во мраке.

Я горячо молюсь, чтобы вы не походили на таких людей, но упорно обращались к свету и стали подобными факелам, горящим во мраке жизни.

Необходимость союза народов Востока и Запада
Пятница, 20 октября

Впрошлом, так же как и в настоящем, Духовное Солнце Ис­-
тины всегда светило с небосклона Востока.

Авраам появился на Востоке. На Востоке поднялся Моисей, чтобы вести за собой народ и учить его. На восточном окоеме восстал Господь Иисус Христос. Мухаммад был послан к восточ­ным народам. Баб провозгласил свою миссию в Персии. Бахаулла жил и учил на Востоке. Все великие Духовные Учители появились в странах Востока. И все-таки, несмотря на то, что Солнце Христа взошло на Востоке, сияние Его стало явственным на Западе, где блеск Его славы был различим гораздо яснее. На Западе божественный свет Его Учения воссиял с большей си­лой, чем в стране, где оно возникло.

В эти дни Восток нуждается в материальном развитии, в то время как Западу необходим духовный идеал. Было бы хорошо, если бы Запад повер­нулся к Востоку и озарился его духовным светом, передав ему взамен свои научные знания. Необходимо осуществить подобный обмен дарами.

Восток и Запад должны объединиться, чтобы делиться друг с другом тем, чего другому недостает. Подобный союз приведет к истинной циви­лизации, где духовное найдет свое отражение и воплощение в материаль­ном.

Обмен этот приведет к величайшей гармонии в мире, все люди объеди­нятся и достигнут состояния высшего совершенства, возникнут прочные связи, и этот мир станет сияющим зеркалом, отражающим качества Бога.

Мы все, народы Востока и Запада, должны день и ночь, всем сердцем и душой, стремиться к воплощению этого высокого идеала — прочному еди­нению народов всей земли. Тогда будут очищены все сердца, откроются все глаза, нам будет дана чудеснейшая сила, и счастье челове­чества будет обеспечено.

Мы должны молиться о том, чтобы, по Божией благодати, Персия могла бы приобщиться к материальным и научным достижениям западной цивилизации, отдавая взамен, Ми­лостью Божией, свой духовный свет. Энергичными и самоотверженными действиями объединившиеся народы Востока и Запада придут к этому результату, поскольку сила Святого Духа поможет им.

Принципы Учения Бахауллы должны тщательно и последовательно изучаться до тех пор, пока они не будут осознаны и поняты вашим разу­мом и сердцем — тогда вы станете стойкими последователями Учения, ис­тинно духовными, преданными воинами Божиими, способствующими до­стижению и распространению истинной цивилизации в Персии, в Европе и во всем мире.

Это и будет ожидаемый рай на земле, когда все человечество соберется вместе под шатром единства в Царствии Славы.

Богу ведомо все, Сам же Он непостижим
Пятница, вечер, 20 октября

Ежедневно в Париже происходят многочисленные встречи,
на которых обсуждаются вопросы политики, экономики, воспи­тания, искусства, науки и многие другие проблемы.

Все это хорошо, однако на этой встрече мы собрались вместе, чтобы обратить свое лицо к Богу, научиться как мож­но лучше трудиться на благо человечества, чтобы понять, как устранить преду­беждения и как сеять семена любви и всеобщего братства в сердцах лю­дей.

Бог одобряет побуждения нашего собрания и благословляет нас.

В Ветхом Завете мы читаем следующие слова Бога: «Сотворим человека по об­разу Нашему». В Евангелии Иисус Христос говорит: «...Я в Отце, и Отец во Мне»1. В Коране Бог говорит: «Человек — Моя тайна, а Я — его». Бахаулла приводит слова Бога: «Твое сердце — обиталище Мое; освяти его для Моего сошествия. Твой дух — место откровения Моего; очисти его для Моего явления».

Все эти священные слова показывают нам, что человек сотворен по об­разу и подобию Бога, и все-таки Сущность Бога непостижима для челове­ческого понимания, поскольку «ограниченным разумом невозможно по­стичь бесконечную Тайну». Бог охватывает все, однако Его Самого невозможно вместить. Охватывающее превосходит охватываемое. Целое больше, чем его часть.

То, что воспринимается человеком, не может находиться вне пределов его понимания, поэтому человеческому сердцу невозможно постичь сущность Величия Бога. Наше воображение может представить себе только то, что оно в состоянии создать.

Способность к восприятию на разных уровнях развития живого тоже различна. Мир минералов, растений и животных не в состоянии постичь создания, находящегося на более высокой ступени развития. Минерал не может постигнуть силы роста растений, дерево не может понять, каким образом животные двигаются, видят, слышат, ощущают запахи. Это отно­сится ко всякому материальному творению.

Человек тоже часть творения, однако ни один из низших миров не может постичь того, что происходит в уме человеческом. Животное не может представить себе способность разумения, которая присуща челове­ку; оно обладает только теми сведениями, которые получены с помощью органов чувств, но оно не в состоянии представить себе что-либо абстрактное. Животное не может осознать, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца или как сконструирован электрический телеграф. По­стиг­­нуть это может только человек. Человек — высшее существо в творении, ближайшее к Богу среди всех созданий.

Все высшие миры непостижимы для нижестоящих. Как может в таком случае человек постичь всемогущего Создателя Вселенной?

Все, что мы себе представляем, не есть сущность Бога, ибо Он — Нenocтижимый и Невообразимый, далеко превосходит всякое человеческое разумение.

Все живое зависит от Божественной Благодати. Самим своим сущест­вованием мы обязаны Божией Милости. Как солнечный свет освещает весь мир, так и милость бесконечного Бога изливается на все создания. Как солнце дарит жизнь и тепло животным, наливает соком плоды, так и солнце Истины озаряет наши души, разжигая в них огонь божественной любви и познания.

Превосходство человека над всем сотворенным миром проявляется и в том, что он обладает душой, несущей Божественный дух. Души низших созданий находятся ниже ее по своей сути.

Следовательно, человек по своей сущности ближе всех к Богу, и посему он получает большие дары от Божией Благодати.

Царство минералов обладает способностью к существованию. Растениям свойственны способность к существованию и способность к росту. Животные, кроме целостности и рос­та, способны к свободному передвижению и к чувственному восприятию. Человек, наряду со свойствами низших существ, обладает и многими други­ми. В человеке объединяется все, присущее созданному до него, поскольку он вобрал в себя все это.

Человеку дан особый дар — духовные способности, благодаря которым он может воспринимать большую часть Божественного Света. Совершен­ного человека можно сравнить с отшлифованным зеркалом, отражающим Солнце Истины и являющим качества Бога.

Господь Иисус Христос сказал: «Кто видел Меня, тот видел и Моего Отца», то есть Бога, явленного в человеке.

Солнце не покидает своего места в небесах и не нисходит в зеркало, ибо восхождение и закат, приход и уход не принадлежат Бесконечному, но свойственны лишь преходящим творениям. В Явителях Бога, как в отшли­фованном до совершенства зеркале, Божественное отражается в форме, доступной человеческому разумению.

Это настолько просто, что все способны это осознать и, осознав, раз и навсегда принять для себя.

Наш Отец не осудит нас, если мы отбросим догмы, в которые мы не можем верить и которые не в состоянии понять, ибо Он всегда справедлив к Своим детям.

Пример этот, впрочем, настолько логичен, что может быть легко понят любым человеком, пожелавшим вникнуть в его смысл.

Пусть каждый из вас станет ярким светильником, пламенем которого будет ваша любовь к Богу. Пусть сердца ваши горят огнем согласия. Пусть глаза ваши светятся лучами Солнца Истины!

Париж очень красивый город. В современном мире, пожалуй, не найти города более цивилизованного и более совершенного в мате­риальном развитии. Но давно уже не освещает его свет духовный; духов­ное развитие далеко отстало от его материального прогресса. Необходима высшая сила, чтобы пробудить в нем осознание духовной истины и наделить духом жизни его спящую душу. Вы должны объединиться и с помощью Высшей Силы разбудить и возродить души его жителей.

Когда речь идет о небольшом недомогании, достаточно легкого лекарства, чтобы излечить его, но если недомогание превращается в тяжелую болезнь, Божественный Целитель должен применить радикальное средство. Одни деревья цветут и плодоносят в холодном климате, другим необходимы тро­пики. Париж — из таких деревьев, которым для духовного развития необходимо огромное, пылающее Солнце Небесной Божественной Силы.

Я прошу вас всех и каждого в отдельности следовать Свету Истины Священного Учения, и Бог через посредство Святого Духа наделит вас та­кой силой, что вы преодолеете любые трудности и разрушите предубежде­ния, ведущие к разделению и ненависти среди людей. Пусть ваши сердца наполнятся великой Божественной Любовью, и пусть ваша любовь согреет всех людей, ибо каждый человек — слуга Божий и всем дана частица Бо­жественной Благодати.

Будьте особенно внимательны к тем, чьи взгляды материалистичны и отсталы, и благодаря вашей любви, терпению и старанию в деле объединения общества вы переубедите их.

Если вы преданы своему великому делу и неуклонно следуете Святому Солнцу Истины, в один благословенный день в этом прекрасном го­роде воцарится всеобщее братство.

Причины войн ничтожны, и долг каждого —стремиться к миру
21 октября

Янадеюсь, что все вы в добром здравии и счастливы. Я же
нес­частлив и весьма опечален. Новость о боях около Бенгази тре­вожит мое сердце. Я удивляюсь человеческой жестокости, все еще существующей в мире! Как могут люди с утра до вечера воевать, убивать друг друга и проливать кровь своих ближних!? И зачем? Только для того, чтобы получить в свое владение некую часть земли! Даже животные, когда вступают в борьбу, имеют более основательные причины для нападения! Как это ужасно, что люди, самые высокоразвитые сущест­ва, опускаются до такой степени, что уничтожают или ввергают в нищету своих ближних ради обладания полоской земли!

Высшее из существующих творений борется за получение низшей формы материи — земли! Земля принадлежит не одному народу, а всем людям. Земля — не дом человека, а его могила. Выходит, люди сражаются за свои могилы. На этом свете нет ничего более ужасного, чем могила, вместилище разлагающихся человеческих тел.

Каким бы великим ни был завоеватель, сколько бы стран он ни порабо­тил, изо всех разоренных земель он ничего не сможет оставить для себя, кроме крошечного кусочка — своей могилы. Если какой-нибудь стране требуется увеличить свою площадь для улучшения благосостояния народа или для распространения цивилизации, например с целью уничтожения бесчеловечных обычаев и установления справедливых законов, наверняка существует способ достижения этого мирным путем.

Войны, однако, ведутся для удовлетворения человеческого тщеславия. Ради материальной выгоды некоторых многим людям причиняется страшное горе, разбивающее сотни сердец!

Сколь много вдов оплакивает своих мужей, как много рассказов мы слышим о страшной жес­токости! Сколько осиротевших детей зовут своих погибших отцов! Сколько матерей рыдают по своим убитым сыновьям!

Нет ничего ужаснее и ничто так не разбивает наши сердца, как проявления человеческой жестокости!

Я призываю вас всех вместе и каждого в отдельности направить помыс­лы своего сердца на достижение любви и согласия. Когда приходит мысль о войне, противопоставьте ей мысль о мире. Мысль о ненависти должна быть побеждена более могущественной мыслью о любви. Помыслы о войне разрушают всякую гармонию, благосостояние, спокой­ствие и радость.

Мысли о любви порождают товарищество, мир, дружбу и счастье.

В то время как военные достают свои мечи, чтобы убивать, воины Бога берутся за руки! Так пусть же по Милости Божией, посредством чистых в сердце своем и искренних душой, будет положен конец человеческому варварст­ву. Не считайте мир на земле недостижимым идеалом!

Нет ничего невозможного для Божией Благосклонности.

Если вы от всего сердца желаете крепить дружбу между всеми народа­ми на земле, убеждения ваши, без сомнения, будут быстро распростра­няться, охватывая все большее число людей, пока не достигнут самых отда­ленных уголков земного шара.

Не отчаивайтесь! Действуйте неуклонно! Искренность и лю­бовь победят ненависть. Сколько событий, казавшихся невозможными, свершаются в наши дни! Постоянно обращайте взор свой к Свету Мира! Относитесь ко всем с истинной любовью. «Любовь — дыхание Святого Духа в сердце человека». Будьте мужественны! Бог никогда не покидает своих детей, которые стараются, трудятся и молятся! Пусть сердца ваши будут наполнены неиссякаемым желанием установить гармонию и спокой­ствие на нашей земле, изнемогающей от войн. Тогда увенчаются успехом стара­ния ваши и вместе со всемирным братством утвердится Царствие Божие мирно и по доброй воле.

Сегодня в этом зале собрались представители многих рас: французы, американцы, китайцы, немцы, эфиопы — братья и сестры, связанные дружбой и согласием! Пусть эта встреча будет предзнаменова­нием того, что действительно произойдет в мире, когда каждое дитя Божие поймет, что все мы — листья одного дерева, цветы одного сада, капли одного океана, сыновья и дочери одного Отца, имя которому — любовь!

Солнце Истины
22 октября

Сегодня прекрасный день, солнце освещает землю, даря свет
и тепло всем созданиям. Солнце Истины тоже светит, согре­вая и освещая человеческие души. Солнце дает живительную силу всем земным созданиям: без его тепла их рост остановился бы, их развитие прекратилось бы, и они были бы обречены на разложение и гибель. Точно так же и лучи Солнца Истины, изливаясь на благодатную почву человеческих душ, обогащают, развивают и под­держивают их в трудные минуты. Чем является солнце для тела человека, тем Солнце Истины является для его души.

Человек может достичь высокой ступени материального благосостоя­ния, однако без Солнца Истины его душа зачахнет и истощится. Иной, не имея материального достатка, может находиться на низшей ступени обще­ственной лестницы, но его душа, согретая теплом Солнца Истины,­— возвышенна, и его духовное разумение — просветленное.

Некий греческий философ времен зарождения христианства разделял многие взгляды этого учения, не будучи сам христианином. Он писал: «Я убежден, что религия — истинный фундамент истинной цивилизации». Действительно, цивилизация не получит прочной основы, если у людей не будут развиты моральные качества, разум и способности.

Поскольку религия воспитывает моральные качества, она и есть истин­ная философия, на основе которой только и можно создать вечную цивилизацию. В качестве примера упомянутый философ ссылался на высокие моральные качества последователей ран­него христианства. Это мнение соответствует истине, ибо цивилиза­ция христианства была в тот период самой возвышенной и просвещенной в мире. Христианское учение было пронизано светом Божественного Солнца Истины, и поэтому их последователи учили любить всех людей как братьев, и не бояться ничего, даже смерти! Любить ближнего как самого себя и забыть о своих собственных эгоистических ин­тересах в стремлении ко все большему благу человечества. Великая цель религии Иисуса Христа состояла в том, чтобы привлечь сердца всех людей к сияющей Истине Бога.

Если бы последователи Иисуса Христа продолжали с непоколебимой верностью придерживаться этих принципов, не было бы необходимости ни в обновлении Христианского Послания, ни в пробуждении Его народа, поскольку сейчас в мире царила бы великая и славная цивилизация и Царствие Небесное установилось бы на земле.

Что же произошло на самом деле? Люди отвернулись от осиянных Божественным светом заповедей своего Учителя, и холод зимы сковал их сердца. Ибо подобно тому, как жизнь человеческого тела зависит от солнечных лучей, так и божественные добродетели не могут произрастать в душе без Сияния Солнца Истины.

Бог не оставляет Своих детей без поддержки, и когда мрак зимы оку­тывает их, Он снова посылает им Своих Вестников, Пророков, вызыва­ющих благословенную весну. Солнце Истины снова восходит над горизонтом мира, освещая глаза спящих и пробуждая их зарею нового, сияющего дня. Тогда древо человечества расцветает вновь и приносит плод справедливо­сти во имя исцеления народов. Из-за того, что человек оставался глухим к гласу Истины, не видел Священного Света, пренебрегал Божественными Предписаниями, вся земля доведена была до состояния безысходности мраком войны и смятения, беспокойства и нужды. Я молюсь о том, чтобы вы приложили все усилия, дабы направить каждое дитя Божие к Свету Солнца Истины, и да рассеется во всепроникающих лучах Его славы мгла, и да отсту­пят суровые зимние морозы перед милосердным теплом Его сияния.

Свет истины сияет ныне Востоку и Западу
Понедельник, 23 октября

Если человеку довелось испытать радость в каком-либо мес-
те, он воз­вращается туда же, чтобы ощутить ее вновь. Если кто-либо обнаружил золотую жилу, он вернется к ней, чтобы добыть еще больше золота.

Так проявляются внутренние силы и естест­венные инстинк­ты, данные человеку Богом, а также сила жизненной энер­гии, заключенная в человеке.

Всегда было так, что Запад получал духовное озарение с Востока. Песнь о Царствии Небесном впервые прозвучала на Востоке, но на Западе ее зву­чание оказалось более мощным для тех, кто слушал ее.

Господь Иисус Христос, подобно яркой Звезде, взошел на небе Востока, но свет Его ярче озарил Запад, где Его Учение пустило корни намного глубже, чем в Его родной стране.

Песнь Христа отозвалась во всех странах Западного мира и проникла в сердца его жителей.

Люди Запада основательны, и фундамент, на котором они возводят свои постройки, подобен скале; они отличаются стойкостью и не склонны к забывчивости.

Запад можно сравнить с сильным, устойчивым к капризам погоды расте­нием: если дождь орошает его, а солнце согревает, то в положенное время оно зацветает и приносит хорошие плоды. Уже много лет прошло с тех пор, как Солнце Истины, отраженное Иисусом Христом, озарило Запад, и пелена грехов и забывчиво­сть людей сокрыли Лик Божиий. Сейчас, слава Богу, Святой Дух вновь обращается к миру! Соз­вездие любви, мудрости и силы снова взошло на Божественном Горизон­те, принося радость всем, кто обращает свой взор к Божественному Свету. Бахаулла разорвал покрывало предубеждений и предрассудков, под которым задыхались человеческие души. Давайте молить Бога о том, чтобы дуновение Святого Духа подало людям надежду, принесло им воодушевление и пробудило в них желание исполнить Божественную Волю. Да очистятся души и сердца наши, и да возрадуются все своему новому рождению.

Тогда в сиянии Божественной Любви человечество примет новый облик и забрезжит заря нового мироздания! Тогда Милость Всемилосердного прольется дождем на все человечество и люди восстанут к новой жизни.

Мое искреннее желание — чтобы все вы устремились к этой славной цели и начали трудиться во имя ее достижения, становились преданными и преис­полненными любви созидателями новой духовной цивилизации и из­бранниками Бога, с готовностью и радостью претворяющими в жизнь Его величай­шие предначертания! Успех, воистину, близок, ибо Священное Знамя было поднято над нами в лучах Солнца Божественной Праведности, взошедшего на глазах у всего человечества!

Всеобщая любовь
24 октября

Один индиец сказал Абдул-Баха: «Цель моей жизни — доне­-
с­ти послание Кришны до каждого человека».

Абдул-Баха ответил следующим образом.

Послание Кришны — послание любви. Все Пророки Бога приносили послания любви. Ник­то из них никогда не оправдывал войну и ненависть. Каждый согласился с утверждением, что любовь и добро — это лучшее, что есть в мире.

Сущность любви проявляется в делах, а не просто на словах — одни слова не дают ничего. Чтобы любовь проявилась во всей своей силе, ей необходимы пред­мет, средство, повод.

Принцип любви находит свое выражение в разных человеческих взаи­моотношениях: бывает любовь к семье, к стране, а также существуют национальные чувства, поли­тический энтузиазм, товарищеские отношения в работе. Все это средства и пути выражения способности любить. Без них любовь невозможно ни увидеть, ни услышать, ни ощутить — любовь осталась бы невыраженной, неявленной! По-разному проявляет свои свойства вода: утоляет жажду, дает рост семенам и тому подобное. Газовое пламя раскрывает одно из свойств угля, а яр­кий свет электрической лампочки — одно из свойств электричества. Если бы не было ни газа, ни электричества, по ночам в мире царила бы темнота! Таким образом, для проявления любви нужны причина, предмет и спо­соб.

Мы должны найти способ распространять любовь среди сынов челове­чества.

Любовь беспредельна, безгранична, бесконечна! Материальные же вещи конечны, и они имеют свои границы, свой предел. Невозможно должным образом выразить безграничную любовь при помощи ограниченных средств.

Совершенная любовь нуждается в бескорыстных средствах, полностью свободных от любого рода оков. Любовь к семье несовершенна, так как узы кровного родства не из самых прочных. Нередко члены одной семьи живут в разладе и даже ненавидят друг друга.

Любовь к родине относительна: любовь к своей стране, сочетающаяся с ненавистью к другим странам,­— несовершенная любовь! Порою даже соотечественники вступают в распри.

Любовь к своему народу ограниченна. Хотя здесь наличествует определенное единство, его явно недостаточно. Любовь не должна иметь ограничений!

Любовь к представителям собственной расы может сочетаться с ненавистью по отношению к людям другой расы, причем даже представители одной расы могут с неприязнью относиться друг к другу.

Пристрастие в политике оборачивается ненавистью одной партии к другим; такая любовь весьма ограниченна и сиюминутна.

Столь же переменчива и любовь, основанная на общности интересов. Нередко проявляется чувство соперничества, вызывающее ревность, и в конечном итоге на место любви приходит ненависть.

Несколько лет тому назад между Турцией и Италией были дружествен­ные политические отношения, а теперь они воюют!

Такие узы любви непрочны. Очевидно, что несовершенные материаль­ные отношения недостаточны для подлинного выражения всеобщей любви.

Великая самоотверженная любовь к человечеству не знает этих несовер­шенных и в определенной мере эгоистических уз. Это единственная совершен­ная любовь, доступная всем людям. Достичь ее можно лишь через силу Бо­жественного Духа. Нет земной силы, которая может вызвать всеобщую любовь.

Пусть люди объединяются посредством Божественной силы любви! Пусть все стремятся возрастать под светом Солнца Истины, и пусть сердца их, отражая на всех эту светозарную любовь, сольются в единстве, дабы пребывать им во­век в сиянии этой безграничной любви.

Запомните слова, с которыми я обращаюсь к вам здесь, в Париже. Я предостерегаю вас: не позволяйте материальным благам сего мира закаба­лить ваши сердца. Я призываю вас не почивать самодовольно на ложе рав­нодушия, в качестве узников материального, но подняться и сбросить его оковы!

Животный мир — пленник материи; человеку же Бог даровал свободу. Животное не может избежать законов природы, тогда как человек может управлять ими, поскольку он, хоть и принадлежит природе, но может возвыситься над ней.

Сила Святого Духа просвещает разум человека и дает ему способность открывать такие средства, которые позволяют ему использовать многие естественные законы по своей воле. Человек летает, плавает по морям и даже передвига­ется в морских глубинах.

Все это свидетельствует о том, что разум человека может освободить его от многих природных ограничений и дать возможность разгадать многие тайны природы. В известной мере человек становится независимым от природы.

Силою Святого Духа человек обретет еще большие возможности, если только будет стремиться к духовным высотам и сумеет настроить свое сердце на беспредельную Божественную любовь.

Пусть ваша любовь к своей семье или же к соотечественникам озарит­ся лучами этой бесконечной любви! Пусть будет она с Богом и для Бога! В каком бы человеке ни увидели вы Божественные качества — любите его, будь он членом вашей или другой семьи. Изливайте свет беспредельной любви на каждого, кого встретите на пути своем, независимо от цвета кожи, национальности или политической принадлежности. Небо поможет вам, когда вы станете собирать разбросанные по всему миру на­роды под сень шатра всемогущего единства.

Вы станете слугами Бога, близкими Ему, Его небесными помощниками в деле служения человечеству. Всему человечеству! Каждому человеку! Никогда не за­бывайте этого!

Не говорите: это итальянец или француз, американец или англичанин; помните о том, что все мы — дети Божии, слуги Всевышнего. Все — лю­ди! Забудьте о национальной принадлежности. В глазах Бога все равны!

Не думайте о том, что вам не хватит сил и способностей; помощь Бога придет к вам. Забудьте о себе. Божия помощь придет обязательно!

Когда вы взываете к Милости Божией в ожидании поддерж­ки, силы ваши удесятеряются.

Посмотрите на меня! Я так слаб, однако у меня, простого слуги Божиего, хватило сил приехать сюда, дабы передать вам это послание! Я буду с вами недолго. Нельзя оставаться в плену собственных слабостей. Лишь мощь Свя­щенного Духа Любви дает силы учить других! Мысль о собственной слабо­сти может лишь привести в отчаяние. Нужно думать о чем-то более высоком, нежели наши земные дела; необходимо освободиться от всяких мыслей о матери­альном, взыскуя богатства духовного. Обратим взор свой к вечной, великодушной Милости Всемогущего, наполняющего наши души радостным чув­ством служения Его завету: «Любите друг друга».

Тюремное заключение Абдул-Баха
Авеню Камоэнса, 4

Среда, 25 октября

Яочень сожалею о том, что вам пришлось ждать меня сегод­-
ня утром. Даже теперь, во время своего короткого пребывания здесь, я должен много трудиться ради Дела Любви Бога.

Вы не будете сердиться на меня за то, что я заставил вас немного подождать. Долгие годы в тюрьме я ждал часа, когда смогу увидеть вас.

Но самое главное, слава Богу, что сердца наши всегда бьются в унисон и в еди­ном помысле устремлены к Любви Божией. Разве не связаны наши сердца, души и мысли нерушимыми узами, возникшими под действием Благодати Царствия Божиего? Не направлены ли наши молитвы на то, чтобы согласие воцари­лось среди людей? Не это ли нас объединяет?

Вчера вечером, возвратившись от господина Дрейфуса и чувствуя себя очень усталым, я долго не мог уснуть. Я лежал и думал.

Я говорил себе: «О мой Боже! Вот я здесь, в Париже. Что такое Па­риж? И кто я?» Я никогда не мечтал о том, чтобы приехать сюда из темноты своей тюрьмы, хотя и не верил в силу приговора.

Когда я узнал, что Абдул-Хамид приговорил меня к пожизненному заключению, то по­думал: «Это невозможно. Я не буду вечным узником. Если бы Абдул-Хамид был бессмертным, этот приговор мог бы быть исполнен. Несомненно, однажды я обрету свободу. Мое тело может быть какое-то время в заточении, но Абдул-Хамид не имеет никакой власти над моим духом — дух останется свободным, ибо никто не может лишить его свободы».

Освободившись из заключения благодаря Божественной Силе, я встретил здесь друзей Бога, и я благодарен Богу.

Давайте вместе вершить Дело Бога, за которое я подвергался преследо­ваниям.

Какое счастье, что здесь мы можем свободно встречаться! Какая ра­дость при мысли о том, что Бог дал нам возможность вместе трудиться во имя пришествия Царствия Божиего!

Рады ли вы видеть у себя гостя, который обрел свободу и теперь передает вам это славное Послание? Того, кто и думать не мог о подобной встрече! А теперь Милостью Божией, Его чудесной Силой я, приговорен­ный к вечному заключению в далеком городе на Востоке, теперь здесь, в Париже, и говорю с вами!

Отныне мы всегда будем вместе сердцем, душой и духом и станем упорно тру­диться до тех пор, пока все человечество не объединится под шатром Цар­ствия и не воспоет песни мира.

Величайший дар Бога человеку
Четверг, 26 октября

Величайший дар Бога человеку — это интеллект, разум.

Разум — это сила, посредством которой человек приобретает знания о разных царствах творения и разных уровнях бытия, а также о многом из области незримого.

Обладая этим даром, человек, который представляет собой вершину предшествующих ему созданий, способен соприкасаться с их царст­вами; с помощью этого дара, а также научного знания он во многих случаях мо­жет достигать и пророческого видения.

Воистину, разум — драгоценнейший из даров, которым Божественная Благодать оделила человека. Среди всех созданий лишь человек обладает этой дивной способностью.

Все предшествующие человеку творения связаны жесткими законами природы. Огромное солнце, бесчисленные звезды, моря и океаны, горы и реки, растения и все животные, большие и малые,— ничто не может избежать подчинения этим законам.

Только человеку дарована свобода, и благодаря своему интеллекту он может познавать законы природы и использовать их в своих со­бственных целях. Силою своего разума человек создал различные средства передвижения: в скором поезде вы можете преодолеть огромные расстояния, даже целые континенты, а на корабле — пересечь бескрайние просторы океана; словно птица, парит человек в воздухе и, подобно рыбе, плавает в морских глубинах.

Человек научился по-разному использовать электричест­во — для ос­вещения, в качестве движущей силы, для передачи сообщений с одного конца земли на другой. С помощью электричества он даже через много миль может услышать обращенный к нему голос!

Благодаря дару разумения, или познания, он также научился ис­пользовать солнечные лучи для получения изображения людей и предме­тов и даже для определения формы отдаленных небесных тел.

Мы видим, сколь многими путями человек подчинил законы природы своей воле.

И как же горестно видеть, что человек использует свой богоданный дар для создания орудий войны, нарушая завет Божий: «Не убий» и отрицая заповедь Иисуса Христа: «Возлюбите друг друга».

Бог дал человеку эту силу ради прогресса цивилизации, ради блага чело­вечества, ради любви, согласия и мира. Но человек предпочитает использовать этот дар для разрушения вместо созидания. Повсюду ненависть и несправедливость, уг­нетение, раздоры и опустошение, уничтожение себе подобных, тех, ко­торых Христос велел любить как самих себя!

Я надеюсь, что вы направите свой разум на то, чтобы содействовать единст­ву и спокойствию человечества, нести народам просвещение и циви­лизацию, пробуждая любовь в сердцах людей и прокладывая путь к все­общему миру.

Изучайте науки, приобретайте все больше и больше знаний. Поистине, учиться можно до конца жизни! Используйте ваши знания только на благо других, чтобы навсегда исчезли войны с лица этой прекрасной земли и было воздвигнуто здание мира и согласия. Стремитесь к тому, чтобы ваши высокие иде­алы воплотились в Царствии Божием на земле, как и на Небесах.

Облака, заслоняющие солнце Истины
Авеню Камоэнса, 4

Утро, пятница, 27 октября

Cегодня прекрасная погода, воздух чист, светит солнце, и ни
туман, ни облака не омрачают его сияния.

Его сверкающие лучи проникают во все уголки города; пусть же и Солнце Истины озарит души человеческие.

Христос сказал: «...увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных...». Бахаулла сказал: «Когда Христос появился впервые, Он пришел на облаках»1. Христос сказал, что Он пришел с Небес, с Неба, пришел от Бога, в то время как рожден был Марией, Матерью Его. Но когда Он объявил, что пришел с Небес, Он, конечно, не имел в виду синий небосвод, но говорил о Небесах Царствия Бога, о том, что именно с этих Небес Он сошел на облаках.2 Подобно тому, как облака препятствуют сиянию солнца, облака мира людей скрыли от человеческих глаз сияние Божественности Христа.

Люди говорили: «Он, сын Марии, пришел из Назарета, мы знаем Его и знаем Его братьев. Что может Он иметь в виду? Что говорит Он? Что Он пришел от Бога?»

Тело Христа было рождено Марией из Назарета, но дух Его был от Бога. Возможности Его человеческого тела были ограниченными, но сила Его духа была величайшей, безграничной, безмерной.

Люди спрашивали: «Почему Он говорит, что Он от Бога?» Если бы они могли постичь сущность Христа, то поняли бы, что Его человеческое тело было облаком, скрывавшим Его Божественность. Мир видел только Его человеческий образ и потому изумлялся, как Он мог «сойти с небес».

Бахаулла говорит: «Как облака скрывают солнце и небо от нашего взгляда, так и человеческий облик Христа скрыл от людей Его истинную Божественную сущность».

Я надеюсь, что вы обратите незатуманенный взор ваш к Солнцу Истины, взирая не на материальное, чтобы не были сердца ваши прельщены малоценными, преходящими мирскими радостями; пусть это Солнце даст вам от силы Его, чтобы облака предрассудков не заслонили от вас Его света! Тогда Солнце станет для вас безоблачным.

Дышите воздухом чистоты. Пусть каждый из вас приобщится к Божественным Щедротам Царствия Небесного. Пусть мир не будет для вас преградой, закрывающей Истину, как человеческий образ Христа скрыл Его Божественность от людей Его времени. Да обретете ясное видение Святого Духа, чтобы сердца ваши озарились и сумели признать Солнце Истины, сияющее сквозь все материальные завесы и наполняющее Вселенную своим великолепием.

Не позволяйте тому, что относится к телу, омрачать небесный свет духа, чтобы Милостью Божией войти вам вместе с детьми Бога в Его Вечное Царствие.

Такова моя молитва за всех вас.

Религиозные предубеждения
27 октября

Основа Учения Бахауллы — Единство Человечества, вели-
чайшее же Его желание заключалось в том, чтобы любовь и добрая воля обитали в сердцах людей.

Поскольку Он призывал людей покончить с разжиганием войн, я хочу разъяснить вам причины раздоров между народами. Основная причина — неправильное истолкование религии со стороны религиозных руководителей и учителей. Они внушают своим последователям, что исповедуемая ими форма религии — единственная угодная Богу и что сторонники любого другого вероисповедания прокляты Вселюбящим Отцом и лишены Его Милости и Благодати. Отсюда разногласия, высоко­мерие, раздоры и ненависть среди людей. Если устранить религиозные пре­дубеждения, то между народами воцарится мир и согласие.

Однажды я был в Тивериаде, где у иудеев есть храм. Я жил в доме, который находился как раз напротив этого здания. Там я увидел одного раввина и услышал такие его слова, обращенные к прихожанам:

«О иудеи! Вы истинно Божий народ! Все остальные народы и все иные религии — от дьявола. Бог сделал вас потомками Авраама и ниспослал на вас Свое благословение. Вам послал Он Моисея, Иакова, Иосифа и многих других великих пророков. Каждый из этих пророков принадлежал к вашему народу.

Это для вас Бог разрушил власть фараона и заставил Красное море расступиться; вам послал Он манну небесную, чтобы была она пищей для вас, и воду исторг Он из каменных скал, чтобы утолить вашу жажду. Вы действительно Божии избранники, стоящие выше всех народов Земли. Поэтому все остальные народы противны Богу и прокляты Им. Истинно, вы покорите мир и будете править им, все же прочие люди будут вашими рабами.

Не оскверняйте себя общением с людьми, исповедующими не вашу ре­лигию, не сближайтесь с ними».

Когда раввин закончил свое красноречивое обращение, его слушатели преисполнились радости. Невозможно описать их восторженного состояния!

Увы! Именно такие люди, которых ввели в заблуждение,—причина раздоров и ненависти на земле. До сих пор миллионы людей поклоняются идолам, а приверженцы великих мировых религий воюют друг с другом. Вот уже тринадцать столетий длится тяжба между христианами и мусульманами, хотя достаточно совсем небольшого усилия, чтобы положить конец их разногласиям и спорам; тогда мир и гармония воцарились бы между ними и народы зажили бы спокойно!

Мы читаем в Коране о том, что Мухаммад, обращаясь к своим последователям, говорил:

«Почему вы не верите в Христа и в Евангелие? Почему не хотите принять Моисея и Пророков, ведь Библия, безусловно, Книга Божия. Воистину, Моисей был величайшим Пророком, а Иисус был исполнен Святого Духа. Он явился на свет силою Божией, был рожден от Святого Духа и благословенной Девы Марии. Мария, мать Его, была святой от Неба. Целые дни проводила она в Храме за молитвами, а еда для нее посылалась свыше. Однажды Захария, ее отец, пришел к ней и спросил, откуда она получает пищу, и Мария ответила ему: „С горних высот”. Воистину, Бог возвысил Марию над всеми другими женщинами».

Вот чему учил Мухаммад Своих последователей в отношении Иисуса и Моисея, упрекая их за недоверие к основателям великих религий и давая им уроки истины и терпимости. Бог послал Мухаммада проповедовать среди людей диких и невежественных, подобных животным. Они были лишены разумения и не имели понятия о чувствах любви, привязанности и жалости. Женщины были до такой степени унижены и презираемы, что мужчина мог заживо закопать свою дочь и иметь сколь угодно жен, превращая их в своих рабынь.

Среди этого полуживотного народа был явлен Мухаммад со своим Божественным Посланием. Он призвал этих людей перестать поклоняться идолам, учил их почитать Христа, Моисея и Пророков. Под Его влиянием народ этот стал более просвещенным и более цивилизованным, восстал из того унизительного состояния, в котором пребывал ранее. Не было ли это деянием, заслуживающим признания, уважения и любви?

Посмотрите на Евангелие Господа нашего Иисуса Христа, и вы увидите, как оно чудесно! Однако даже сегодня многие не осознают Его бесценной красоты и ложно толкуют Его мудрые слова.

Христос запретил войну! Когда ученик Его, Петр, стремясь защитить своего Господа, отсек ухо рабу первосвященника, Христос сказал ему: «...вложи меч в ножны».1 Но до сих пор, вопреки прямому велению своего Господа, которому они служат, люди враждуют, воюют и убивают друг друга. Его же советы и поучения, похоже, полностью забыты.

Но вы не должны переносить дурные поступки последователей на Учителей и Пророков. Если священники, проповедники и их паства ведут жизнь, противоречащую принципам религии, которую они исповедуют, то разве в этом вина Христа или других Учителей?

Народ Ислама учили тому, что Иисус пришел от Бога, был рожден от Святого Духа и что Его должны почитать все люди. Моисей был Пророком Божиим, и Он открыл Книгу Божию народу, к которому был послан.

Мухаммад признавал возвышенное великолепие Христа, величие Моисея и пророков. Если бы только весь мир признал величие Мухаммада и всех посланных Небом Учителей, раздор и вражда вскоре исчезли бы с лица земли, и для людей наступило бы Царствие Божие.

Для славящих Христа мусульман это не будет унижением.

Христос был Пророком христиан, Моисей — иудеев. Почему бы после­дователям одного пророка не признать и не почитать и других? Если бы люди научились терпимости, взаимопониманию и братской любви, единство всего мира вскоре стало бы свершившимся фактом.

Бахаулла прожил Свою жизнь, проповедуя Любовь и Единство. Так давайте устраним все предрассудки и нетерпимость по отношению друг к другу и станем всем сердцем и душой стремиться к взаимопониманию между христианами и мусульманами.

Благие дары Бога человеку
Авеню Камоэнса, 4

27 октября

Бoг единственный, Кто всемогущ и всем управляет. Почему
же Он посылает испытания Своим слугам?

Человеческие испытания бывают двух видов:

1. Последствия собственных поступков. Если человек слишком много ест, то он губит свое пищеварение; если принимает яд, то заболевает или умирает. Если человек играет в азартные игры, то он теряет деньги; если слишком много пьет — теряет равновесие. Во всех этих несчастьях человек виноват сам, и совершенно ясно, что многие страдания — результат наших собственных деяний.

2. Другого рода страдания выпадают Верным Богу. Подумайте о великих муках, которые вынес Иисус Христос и Его апостолы!

Кто принимает наибольшие страдания — достигает наивысшего совершенства.

Те, кто изъявляют желание страдать во имя любви к Христу, должны доказать свою искренность; те, кто проявляют стремление к великим жертвам, могут доказать это лишь своими поступками. Иов доказал верность своей любви к Богу, оставшись верным Ему в самые горестные времена своей жизни, равно как и в годы процветания и успеха. Разве не доказали своей верности апостолы Христа, стойко вынесшие все испытания и мучения? Не было ли наилучшим доказательством их терпение?

Теперь их мучения окончены.

Каиафа прожил спокойную и счастливую жизнь, в то время как жизнь Петра была полна горя и испытаний. Кому из них позавидовать? Разумеется, мы выберем нынешнее положение Петра, стяжавшего жизнь бессмертную, в то время как Каиафа покрыл себя вечным позором. В испытаниях, ниспосланных Петру, была доказана его верность Богу. Испытания — благие дары Бога людям, и за них мы должны благодарить Его. Горе и невзгоды не приходят случайно, они посылаются нам по Божией Милости для нашего же совершенствования.

Пока человек счастлив, он может забыть о Боге. Но когда приходит горе, когда невзгоды обрушиваются на него, человек вспоминает о своем Отце Небесном, который может избавить его от бед.

Люди, которые не страдают, не достигают совершенства. Дерево, которое более других подрезано садовником, даст с наступлением лета самые красивые цветы и самые обильные плоды.

Труженик взрезает землю своим плугом, и такая земля дает богатый и замечательный урожай. Чем больше испытаний посылается человеку, тем обильней являемый им урожай духовных добродетелей. Солдат не станет хорошим генералом, если не побывает в жесточайших сражениях и не получит серьезных ран.

Молитва пророков Божиих была и остается одной и той же: «О Боже! Я стремлюсь отдать свою жизнь на пути к Тебе! Я желаю пролить свою кровь ради Тебя и принести величайшую жертву».

Красота и гармония в разнообразии
28 октября

Творец всего — Единый Бог.

От Бога получило существование все творение, и Он —единая цель, к которой стремится все сущее в природе. Это представление отразилось в словах Христа, когда Он сказал: «Я есмь альфа и омега, начало и конец». Человек — вершина творения, Совершенный же человек является выражением законченной мысли Творца, которая есть Слово Божие.

Обратите внимание на мир сотворенных существ: какое многообразие и различие видов, хотя их происхождение едино. Все различия — во внешней форме и цвете. Это видовое разнообразие очевидно во всей целостности природы.

Взгляните на прекрасный сад, полный цветов, кустов и деревьев. Каждый цветок имеет свою особую прелесть, красоту, свой изысканный аромат и прекрасный цвет. А деревья — как разнообразны они по размерам, по росту, пышности кроны, и сколь различны приносимые ими плоды! Тем не менее все эти цветы, кусты и деревья вырастают из одной земли, одно и то же солнце сияет над ними, одни и те же облака по­сылают им дождь.

Точно так же и человечество. Оно состоит из многих рас, и его народы имеют разные оттенки кожи: белый, черный, желтый, коричневый, красный — но все происходят от одного Бога и все они Его слуги. Это разнообразие среди детей человеческих, к сожалению, не приводит к состоянию, аналогичному миру растений, где дух явлен более гармонично. Среди людей разнообразие проявляется во враждебности, что и приводит к войнам и ненависти между разными народами мира.

Различия, по сути своей лишь кровные, также становятся причиной того, что люди калечат и убивают друг друга. Жаль, что и в наши дни это все еще продолжается. Давайте обратим наш взор на красоту в ее многообразии, и пусть будет для нас примером дух гармонии, присущий растительному царству. Если бы вам пришлось увидеть сад, в котором все растения были бы в точности одинаковы по форме, цвету и запаху, он вовсе не показался бы вам красивым, скорее, однообразным и унылым. Сад, приятный для глаз и услаждающий сердце, это такой сад, где цветы всех оттенков, форм и запахов растут вместе, так что изумительный контраст цвета доставляет прелесть и очарование. То же и среди деревьев. Прекрасен фруктовый сад, полный деревьев, и участок, засаженный различными кустами. Именно различия и разнообразие придают им очарование; каждый цветок, каждое дерево, каждый плод, обладая собственной неповторимой прелестью, оттеняют красоту других и подчеркивают особую привлекательность всех и каждого в отдельности.

Так должно быть и среди детей человеческих! Разнообразие в семье людей должно стать источником любви и гармонии, подобно тому, как это происходит в музыке, где множество различных нот смешивается, создавая совершенную мелодию. Если вы встретите людей другой национальности или с другим цветом кожи, не проявляйте к ним недоверия и не прячьтесь в скорлупу условностей, но будьте им рады, пусть они почувствуют вашу доброту. Думайте о них, как о разноцветных розах в прекрасном саду человечества, и радуйтесь своей принадлежности к ним.

Подобно этому, когда вы общаетесь с людьми, чьи мнения отличны от ваших, не отворачивайтесь от них. Все ищут истину, и к ней ведут много дорог. У истины имеется много оттенков, но она остается единой во веки веков.

Не позволяйте разногласиям или разнообразию мнений разлучить вас с вашими ближними, стать причиной ссор, ненависти и раздоров в ваших сердцах.

Вместо того усердно ищите истину и постарайтесь сделать всех людей своими друзьями.

Любое здание есть целое, составленное из множества разных камней, однако они настолько зависят друг от друга, что если сместить один из них, пострадать может все строение; если один камень с изъяном, несовершенна вся конструкция.

Бахаулла начертал круг единства. Он создал план объединения народов, чтобы собрать их всех под сенью шатра всемирного единства. Таково действие Божественной Благодати, и все мы должны сердцем и душой стремиться осуществлять это единство среди нас, и по мере прилагаемых усилий в нас будет вливаться новая сила. Оставьте все мысли о себе и стремитесь быть лишь послушными и покорными воле Бога. Только так станем мы обитателями Царствия Божиего и достигнем жизни непреходящей.

Истинный смысл пророчества о пришествии Христа
30 октября

ВБиблии есть пророчества о пришествии Иисуса Христа.
Иудеи до сих пор ждут пришествия Мессии и молятся Богу день и ночь, чтобы Он его ускорил.

Когда Христос пришел, они отвергли и убили Его, говоря: «Это не Тот, кого мы ждем. Да узрите: когда придет Мессия, знамения и чудеса подтвердят, что Он воистину Христос. Мы знаем эти знамения и условия, и они не проявились. Мессия придет из неизвестного града. Он воссядет на троне Давида, и, узрите, явится Он со стальным мечом и станет править железным скипетром. Он исполнит закон Пророков; Он покорит Восток и Запад и прославит избранный им народ — иудеев. Он принесет с Собой царство мира, в котором люди и даже животные пере


Создан 28 ноя 2005



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником