ТАЙНА БОЖЕСТВЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

 
 

ТАЙНА БОЖЕСТВЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Абдул-Баха. Перевод с персидского Марзи Гейл, консультант: Али-Кули Хан



ПРЕДИСЛОВИЕ к американскому изданию

Лежащая перед вами книга, впервые всесторонне раскрывающая духовные начала истинной цивилизации, принадлежит перу выдающегося мыслителя Абдул-Баха. Оригинал был написан на персидском языке в 1875 году и издан в Бомбее в 1882 году. Первый англоязычный перевод опубликован в Чикаго в 1918 году под названием "Таинственные Силы Цивилизации". Настоящий перевод, более точно отражающий содержание книги и красоту обоих языков, сделан Марци Гейл , которая в совершенстве владеет как английским , так и персидским языками - отец его был персом, а мать - американкой, и он подолгу жил в этих странах. Абдул-Баха приобрел уникальную известность в странах Востока и Запада, став символом мудрости, благородства, героизма и полнейшей преданности духовному единению людей и всеобщему миру. В переводе с персидского титул Абдул- Баха означает - "Слуга Баха" (т.е. , Слуга Баха).

Абдул-Баха, старший сын Бахауллы, родился 23 мая !844 года, в тот самый день, когда Али-Мухаммад, ныне известный под именем Баб, объявил о том, что по воле Господа ему поручено поведать миру о новой единой религии и подготовить путь для прихода более великого посланника , Бахауллы - основателя веры Бахаи. Шесть лет исполнилось Абдул-Баха , когда Баб был казнен в Тебризе; восемь лет - когда Бахауллу, по приказу Шаха, заключили в подземную тюрьму Тегерана, а спустя несколько месяцев, он вместе с отцом отправился в изгнание в Багдад. Так начался длительный период ссылок и тяжелых лишений, которые сопутствовали Абдул - Баха до 1908 года. Из Багдада Бахауллу вместе с семьей и преданными последователями перевели в Константинополь, из Константинополя - в Адрианополь, а из Адрианополя - в город-цитадель Акку , в Святой Земле, где Бахаулла и окончил свои земные дни в 1892 году. Несчастья закалили волю Абдул - Баха , с годами, он все больше проявлял то величие духа, те прекрасные качества и способности, видя которые, Бахаулла признал его Совершенным Образцом для истинно верующих и определил будущее мировой религии, назначив Абдул-Баха в Своем Завещании , Своим приемником в руководстве сообществом Бахаи и толкователем Своих Писаний и Заветов. Череда ужасных мучений и несправедливых гонений продолжалась долгие годы, и только в 1908 году Абдул-Баха был наконец освобожден, благодаря революции в Османской Империи, давшей свободу всем узникам совести, содержащимся в тюрьмах по приказу Султана.

Завоевав в ходе первой Мировой Войны Палестину, Генерал Элленби, по приказу Министра Иностранных дел Великобритании лорда Бэлфора, принял меры для обеспечения защиты и безопасности Абдул-Баха.

С 1911 по 1913 годы, путешествуя по Европе и Северной Америке, Абдул-Баха убедительно и красноречиво пропагандировал идеи всеобщего мира; он посещал местные сообщества веры Бахаи, выступал с проповедями в различных всемирных организациях, университетах, церквях, негритянских ассоциациях и синагогах, встречался с выдающимися государственными деятелями, богословами и учеными. Встречи Абдул-Баха с видными деятелями Запада столь многочисленны, что невозможно полностью отразить их в нашем предисловии, приведем лишь несколько имен и званий, говорящих о широте их диапазона: в Лондоне - архидиакон Уилберфорс, его преподобие Р.Д. Кэмпбелл, лорд Ламингтон, сир Майкл Садлер, махараджи Джалавара и Раджпутана, профессор Э.Г. Браун и профессор Патрик Геддис; в Париже - министр Персии , Турецкий посол, церковнослужители различных вероучений Христианства; в Вене - профессор Арминиус Замбери, несколько членов Парламента, граф Альберт Аппонаи, прелат Александр Гейшвейен и профессор Игнатиус Гольдзихер; и в Америке - доктор Дэвид Старр Джордан, равви Стивен Уайз, Александр Грэхэм Белл, достопочтенный Франклин К. Лейн, миссис Уильям Дженнингс Браен,Эндрю Карнеги, достопочтенный Франклин МакВиг, адмирал Пири, Рабиндранат Тагор.

Записанные выступления и письма Абдул-Баха всецело отражают суть его обращений к западным странам, среди них обращение, сделанное в Темпле - лондонском обществе адвокатов; в Станфордском университете, в Калифорнии; в храме Еммануила, в Санфранциско, а также его письмо в комитет укрепления мира, в Гааге и письмо адресованное доктору Форелю, ученому из Швейцарии. На своих многочисленных публичных выступлениях в США, он призывал Америку вести народы к миру, справедливости и правопорядку.

Ответы Абдул-Баха на важнейшие вопросы, касающиеся посланников Бога, предназначения человека, присущих человеку качеств и способностей, нравственного и безнравственного поведения и жизни после смерти - записаны со скрупулезной точностью на английском языке Лаурой Барни; эти размышления содержатся в книге "Ответы на Некоторые Вопросы", которая почитается ныне, как идеальное введение в новую эру единой мировой религии. С 1892 по 1921 годы деятельность Абдул-Баха была всецело посвящена возложенной на него высокой миссии, все эти годы, как ему было завещано, он возглавлял мировое сообщество Бахаи, но жизнь исподволь побудила его к написанию лежащей перед вами книги.

"Тайны Божественной Цивилизации" включают в себя обращения , адресованные к правителям и народу Персии... Западный читатель наверняка заметит, как украшают книгу Абдул-Баха выдержки из Корана, подтверждающие высокий смысл избранной им темы и подчеркивающие призыв к мусульманам, к народам Персии. Коран мало известен на западе, и поэтому эти цитаты имеют особую важность, помогая знакомству со Священной книгой арабов и персов и способствуя пониманию востока, которое в настоящий момент так необходимо и Европе, и Америке.



Харас Холлей

4 июля, 1956 года





--------------------------------------------------------------------------------




Тайна Божественной цивилизации



Во имя Господа Милостивого и Милосердного



Восславим в благодарственной молитве Промысел Божий, ибо выбрал Господь человека из всего сущего на земле и наградил его разумом, ярчайшим светильником, освещающим жизнь нашу. От века к веку, через посредство этого великого дара, наделял Он венец творения Своего новыми и удивительными способностями. Если мы объективно взглянем на бытие земное, то станет очевидно, что в ходе истории храм мироздания постоянно преукрашался истинной благодатью и отмечался непреходящим величием, кои есть порождение мудрости и просвещения.

Высший Божественный символ - "Первичная воля " - лежит в первооснове мироздания, предваряя сотворение всего сущего. Как гласит священное предание: " Первичный Разум - первое, что явилось от Бога ." И на заре сотворения мира Господь вложил разум в голову человека.

Святый Боже, чудотворной силой небесной осветил Ты землю и вывел наш мир из греховной тьмы к миру света: "И засияет земля светом Господа ее..."(1). Свят и величественнен Господь наш, пробудивший природу человеческую и озаривший ее беспредельной благодатью: " Милосердный Господь научил нас Корану, сотворил человека и научил его изъясняться."(2)

О, люди, стремящиеся к истинным знаниям! Возденьте руки к небесам Единого Бога, склонитесь в смирении и покорности, и возблагодарите Господа нашего за высший дар и молите Его, поддерживать нас ныне и впредь, пока не озарится сознание человечества сиянием божественного влечения, молите, чтобы вечно не угасал этот священный огонь, вверенный душам людским.

Задумайтесь и поразмыслите! Что есть в сущности наши изменчивые и субъективные восприятия и представления, наши знания, методы правоведения и философские системы, науки , искусства и ремесла, открытия и изобретения, - все это эманация человеческого ума. Народы стремятся превзойти себе подобных, погружаясь в безбрежное море познания. Именно в этом состоит слава и гордость нации, подобно солнцу должна она блистать на высоких небесах знаний."(3) Одни обладают знанием, другие - нет, так одинаково ли воздастся им? " Именно тогда достойна человеческая личность (человек) чести и славы, когда становится она источником общественного блага для мирового сообщества . Разве мыслима большая награда для человека,если ощущает он в душе своей благодать, ниспосланную Богом, если становится он поборником мира и спокойствия, счастья и благополучия собратьев своих? О, да, во имя Единого истинного Господа, не существует более великой милости и более совершенного счастья.

Сколь долго еще будем мы плыть по течению страстей и суетных желаний; сколь долго будем проводить наши дни, как варвары, погрязая в невежестве и мерзости? Господь наделил нас зрением, дабы могли мы воспринимать внешний мир и загореться желанием познать его, дабы стремились к просвещению и культуре. Он наделил нас слухом, дабы внимая, могли мы постичь премудрость ученых и философов и, возвысившись, способствовать претворению ее в жизнь. Дарованные нам чувства и способности должны быть направлены на цели достижения всеобщего блага; именно потому, что способность к размышлению и восприимчивый ум возвышают нас над всеми другими земными существами, должны мы постоянно трудиться и совершенствоваться во всем, не пренебрегая, наряду с великими и исключительными, делами малыми и повседневными, и должно трудиться до тех пор, пока все человечество не будет надежно защищено неуязвимой крепостью знания. Мы должны неустанно изыскивать новые пути, ведущие людей к счастью и поддерживать новые инициативы, направленные на достижение этой цели. Как прекрасен, как велик человек, осознающий и исполняющий свои обязанности ( свое предназначение); как жалок и презренен тот, кто не печется о благополучии общества, преследуя лишь собственные эгоистические интересы и личные выгоды и растрачивая неразумно свою драгоценную жизнь. Высшее счастье человека, узревшего Божественные знаки во внешнем мире и в душе человеческой, оседлать боевого коня и вывести его на арену борьбы за достижение высших целей - просвещения и справедливости. " Мы явим людям Божественные знамения в миру и в душах их."(4)

Крайне жалок и несчастен тот человек, которым владеет равнодушие и скука, если слаб он и живет лишь ради собственных страстей и удовольствий. Ведя подобный образ жизни, человек проводит дни свои в глубочайшеи невежестве и дикости, опускаясь ниже зверя дикого. " Они - как скоты, даже болеее заблудшие... Ибо худшие из животных перед Господом - глухие, немые, которые не разумеют"(5)

А потому должны мы, восстать осознав величие цели, и изыскивать всевозможные пути,ведущие к миру, благополучию и счастью , поднимающие на должный уровень образование, культуру и промышленность, достоинство, честь и славу всего человечества. И тогда благодатная почва человеческих возможностей, напоенная живительной влагой бескорыстных намерений и чистых помыслов, покроется цветами скрытых доныне совершенств и соцветиями достойных похвалы качеств, и будут они пышно цвести и приносить плоды, и в недалеком будущем смогут соперничать с тем божественным садом ( знаний), который пренадлежал некогда предкам нашим. И станет священная земля Персии средоточием всевозможных людских совершенств , и как в зеркале отразятся здесь великолепие и пышность мировой культуры.

Честь и слава Рассвету Священной мудрости, Заре Откровения (Мухаммад), и праведной череде Его последователей (потомков), ибо благодаря свету Его безграничной мудрости, Его всеохватным знаниям, некогда дикие обитатели Ясриба (Медина) и Batha' (Мекка) были чудесным образом и в столь краткое время преодолели путь от глубин невежества до вершин учености; и стала земля эта центром искусства, науки и человеческих совершенств, и звезды счастливой и истинной цивилизации воссияли на небосводе мира.

Ныне (1875 г.) его величество шах решил позаботиться о процветании Персии, о благополучии и спокойствии персиян. По велению души протянул он руку помощи подданным своим, действуя активно и бескорыстно, в надежде, что светлый путь справедливости поможет ему вновь сделать Иран процветающим, на зависть Востоку и Западу, возродить здоровый дух, который был присущ Персии в минувшие великие эпохи, и живительные токи крови вновь побегут по жилам персиян (его народа). Проницательный читатель поймет, почему автор имеет настоятельную необходимость воздать должное этим высоким устремлениям и , исключительно во имя Господа нашего, привести короткие замечания по некоторым насущным вопросам. И поскольку единственная цель автора - содействовать всеобщему благополучию, не называет Он имени своего.(5б) Ибо верует Он, что воосстановление справедливости есть само по себе деяние справедливое, и предлагает Он собратьям своим несколько советов, несколько слов, сказанных лишь во имя Господа и в надежде на преданных сторонников и единомышленников. Господу нашему ведомы все дела земные, и знает Он, что смиренный Слуга Его не ищет ничего, кроме добра и справедливости, ибо Он, странник в пустыне Божественной любви, приобщившийся к царствию Божьему, где не властны запреты и разрешения, и ни хвала ни хула не в силах остановить Его. " Мы взращиваем души ваши во имя Бога, и не ищем мы у вас ни воздаяния ни благодарности."(6)

"Рука сокрыта,но вписало перо завещенный урок

Неузнан всадник молчаливый, но скачет конь вперед."

О, люди Персии! Задумайтесь над этими прекрасными, как цветущий сад, страницами, которые повествуют об иных, давно ушедших днях. Читайте и изумляйтесь, перед вашим взором предстанут прекрасные картины. В давние времена Иран был сердцем мира, ярким факелом, освещающим путь человечеству. Могущество и величие его расцвели подобно заре на небосводе, культура и науки простерли свои ярчайшие лучи на Восток и на Запад. Весть об этой обширнейшей империи, о венценосном правителе ее, достигла даже обитателей Северного полярного круга, а слава, достойного благоговения Царя Царей, затмила славу правителей Греции и Рима.Величайшие философы земли восхищались мудростью руководства и политической системой, ставшей ставшей образцом для всех царей четырех известных в те дни континентов. Эта цивилизация была вознесена над всеми народами земли благодаря державному размаху ее завоеваний , высокой образованности и культуре. Персия была, как бы осью земли, центром и источником науки и искусства, великих изобретений и открытий, богатейшей сокровищницей человеческих добродетелей и совершенств. Мудрость и знания каждого человека этого выдающегося народа поражали умы человечества; сверкающие таланты и пытливые восприимчивые умы отличали всю эту благородную нацию на зависть целому миру.

Не только свидетельства персидских летописей, но и, признанный ныне среди народов Европы, Ветхий Завет говорят о том, что во времена Кира, носящего в иранский трудах имя Бахмана сына Исфандияра, триста шестьдесят областей Персидской Империи простирались от границ Индии и Китая до самых дальних рубежей Йемена и Эфиопии.(7) Греческие хроники также повествуют о том, как этот гордый правитель выступил против них с бесчисленным войском и поверг в прах их непобедимую доселе державу. В те времена, как известно из трудов заслуживающего доверия арабского историка Абу'л - Фида, персы потрясли основы всех государств, утвердив свое господство в мире. Более того многие историки отмечали в дальнейшем , что ни один правитель прошлого и будущего не мог сравниться с Фираудином, царем из династии Пишдадов, славившемся присущими ему совершенствами, мудрым правлением, широтой познаний и долгой чередой героических побед, принесших ему власть над миром, который разделил он впоследствии между своими тремя сыновьями.

Труды знаменитых и уважаемых историков свидетельствуют о том, что именно Персидский трон и корона дали миру самое выдающееся правление, самую передовую империю, объединившую множество народов земли нашей.

О, люди Персии! Пробудитесь от хмельного забытья! Сбросьте сонную вялость! И скажите, не кривя душой, - неужели честь ваша позволит вам оставить вашу священную землю в столь жалком состоянии, оплакиваемую всеми народами, позволит забыть ту могущественную державу, что стояла у истоков мировой цивилизации, была источником счастья и радости для всего человечества на зависть Востоку и Западу. Да, некогда страна наша была исполнена непревзойденного величия, так неужели позволите вы современным летописцам на века вписать в ее историю страницы упадка? Сможете ли вы спокойно смотреть на нынешнее унизительное положение государства, на которое некогда были устремлены восхищенные взгляды всего человечества? Неужели же, только из-за презренной праздности, отказа от борьбы и крайнего невежества должна оставаться она одной из самых отсталых стран?

Разве не славился народ Персии в давно ушедшие дни светлыми и мудрыми умами? Разве не блистал он, Божьей милостью, лучезарной звездой на небосводе Священного знания? Как же могло случиться, что ныне удовлетворяемся мы столь убогим существованием, погрязая в беспутстве и пороке, и в ослеплении своем не видим высшего, Богоданного счастья, что поглощены мы эгоистическими заботами и поисками низменных выгод?

Некогда наша прекрасная цветущая земля была светильником, излучающим священные знания, науки и искусства, высочайшие достижения, благородство, мудрость и доблесть. Ныне люди здесь пребывают в праздности и безделии, и из-за их равнодушия и беспорядочной жизни, из-за отстутствия гордости и честолюбия, потускнел и угас великолепный блеск, свет превратился во тьму. " Семь небес и семь земель оплакивают его былое могущество."

Невозможно поверить, что людям Персии отказано в природном уме; неужели благодаря той врожденной восприимчивости и проницательности, неотъемлемому благоразумию, интуиции, мудрости и присущей им дальновидности опустились они столь низко? Боже избави! Напротив, во все времена выделялись они среди других народов врожденными талантами и дарованиями. Более того, сама Персия в высшей степени благословенна - тому свидетельствуют ее пышно цветущая природа, умеренность климата, выгодное географическое положение и плодороднейшие почвы. Как бы то ни было, но сейчас ей настоятельно требуются глубокие размышления, решительные действия, воспитание, воодушевление и поддержка. Народ ее должен сделать огромное, всеобщее усилие, дабы пробудился ото сна его гордый дух.

Сегодня пять континентов земного шара, Европа и большая часть Америки славятся законностью и порядком, политическим устройством и торговыми связями, промышленностью, искусством и наукой, философией и системой образования. Однако в древности там жили самые отсталые народы, известные своим невежеством и жестокостью. Они были даже заклеймлены именем варвары, что означало - крайнюю примитивность и дикость. Далее с пятого по пятнадцатый век от Рождества Христова протянулся период, известный как средние века - время непрерывных войн, кровавых переворотов и турниров; жестокость и насилие cтали обычными делами, и европейцы справедливо прозвали те десять столетий Темными Веками. Фактически, лишь начиная с пятнадцатого века Христовой Эры, начался прогресс и просвещение народов Европы, именно тогда под влиянием великих умов и в результате расширения границ познания, в результате активных усилий и честолюбивых замыслов зародилась и начала развиваться Европейская культура.

Ныне, Милостью Божьей и под духовным влиянием Его всемирного явления, справедливый правитель Ирана вознамерился собрать подданных своих под надежный кров правосудия, эта истинно величественная цель воплотилась в великих делах. В надежде, что его царствование сможет поспорить с ослепительным великолепием давних времен, он стремился к установлению справедливого и законного правопорядка, способствовал расширению образования и просвещения всей нашей замечательной страны, чтобы пробудить потенциальные возможности, заложенные в процессе развития. До сего дня не знали мы монарха,который крепко держит в своих умелых руках бразды правления и со всей ответственностью сознает, что от его решимости зависит благополучие его подданных, который, как и приличествует щедрому благодетелю, направляет все внимание и усилия на воспитание и развитие людей, на обеспечение мира и спокойствия, и проявляет должную заботу о народных интересах. И сейчас, насколько это может понять проницательный читатель, наш шах по собственной воле решил установить справедливый правопорядок во благо всех своих подданных. Его высокие намерения и побудили автора взяться за перо и изложить свои мысли по данному поводу.

Решительно непонятно то, что вместо вознесения благодарности за такую щедрость, которая , воистину, исходила от Милостивого и Всемогущего Господа, вместо молитв о постоянном преумножении этих благородных намерений, вместо признательности и воодушевления, - находятся отдельные развращенные личности, чьи умы затемнены эгоистичными интересами и тщеславием, чьи помыслы и силы направлены на потребу собственным страстям, а чувство гордости, превратившись в жажду власти, подвигнуло их поднять знамя оппозициии и громогласно заявить о своем недовольстве. До сих пор они пребывали в благодушном настроении и даже не думали обвинять шаха в том, что он не изъявляет желания позаботиться об общественном благе, не ищет путей для установления порядка в стране и благополучия своего народа. И именно сейчас, когда он приступил к осуществлению этих воистину великих замыслов, они заволновались. Одни заявляют, что подобные новомодные методы и чужестранные "измы"(учения) совершенно чужды освященным веками традициям и не отвечают насущным нуждам Персии. Другие, пользуясь отсталостью и слабостью народных масс, которые понятия не имеют о подлинной сущности религии, о ее законах и заветах, и потому не способны сами разобраться в происходящих событиях , - уверяют, что эти современные методы присущи лишь варварским народам и противоречат высокочтимым канонам истинной веры и, дабы подкрепить свои утверждения, ссылаются на священные строки: "И тот , кто подражает другим людям становится одним из них". Приверженцы одной группировки настаивают, что такие преобразования должны проводиться постепенно, с величайшей осторожностью, что спешка в подобных делах не допустима. Среди иных бытует мнение, что в Персии позволительны лишь реформы, рожденные самими персиянами, что они сами должны придумать как усовершенствовать свои государственные организации, систему образования и как поднять уровень культуры, и что нет нужды заимствовать достижения других народов. Короче говоря, каждая фракция строит свои обманчивые теории.

О, люди Персии! Сколь долго будете вы блуждать во мраке? Когда же рассеится туман в ваших умах? Сколь долго еще будет тянуться эта борьба мнений, этот бессмысленный противостояние, невежество и недомыслие? Мир бодрствует, а мы погружены в глубокий сон, лишенный сновидений. Другие народы неустанно трудятся, дабы улучшить свою жизнь; мы же попали в сети собственных страстей и , потакая им, с каждым шагом запутываемся все больше и больше.

Господь Нам свидетель в том, что не имеем Мы тайных побуждений для углубления данной темы. И не заискивая ни перед кем, Мы не стараемся привлечь внимание к собственной персоне или же извлечь материальную выгоду. В словах наших нет никакой корысти, а есть лишь искреннее желание быть любезным Богу, ибо не к мирскому и суетному обращены глаза Наши, но ищем Мы спасения и поддержки лишь в покровительственной любви Господа. " Я не прошу у вас за это платы... Награда моя только у Господа."(8)

Те, кто утверждают, что эти современные концепции применимы только в других странах и неуместны в Иране, что они не могут удовлетворить наших насущных потребностей и противоречат традиционному стилю жизни, забывают тот немаловажный факт, что мы сейчас боремся с теми же трудностями, с которыми боролись когда-то другие народы. Разве эти новые идеи и методы, эта прогрессивная предприимчивость не способствовали процветанию других стран? Или же именно таким путем достигли они высочайших ступеней развития общества и материального благополучия? Разве не правда, что с давних пор народ Персии живет по старинке, основываясь на образцах прошлого? И достигнуты ли нами в итоге какие-либо видимые успехи, продвинулись ли мы по пути прогресса? Но конечно, поскольку данные вопросы не могут быть подтверждены сравнением и жизненным опытом, то напрасно вопрошать об этом тех людей, в чьих умах померк свет природной проницательности и восприимчивости. Однако, доказательства существуют - предпосылки прогресса многократно и всесторонне проверены в других странах, и их успех настолько очевиден, что заметен даже глупцу.

Давайте подойдем к данной проблемме справедливо и беспристрастно; давайте спросим себя, какие же из этих основопологающих законов и всеми признанных оздоравливающих реформ не отвечают нашим насущным требованиям и нуждам, или же несовместимы с главными политическими интересами Персии и губительны для всеобщего благосостояния ее народа. Неужели может быть вредным расширение образования, развитие науки, промышленности и производства? Ведь именно благодаря этим важнейшим процессам человек обретает чувство собственного достоинства, поднимается из глубины невежества к высотам знаний и человеческих совершенств. Принятие справедливого законодательства, наряду со Священными Законами, гарантирующими благоденствие общества и защиту прав всего человечества, являются неуязвимой крепостью, защищающей от любых нападений и опасностей, - неужели такие законы, обеспечивающие неподкупность членов общества и их равенство перед законом, препятствуют процветанию и благополучию народа?

И возможно ли, обладая даже исключительной проницательностью, найти аналогии для нынешних условий и сделать вывод на основе коллективного опыта, возможно ли представить себе как будут развиваться дальнейшие события, которые сейчас еще только планируются, разве можно считать неразумными такие мероприятия, которые гарантируют нам надежное будущее? Разве подобные меры лишены здравого смысла, недальновидны или необоснованы, сойдем ли мы с пути праведного и пристойного, ежели наладим добрососедские отношения с другими странами, заключим взаимовыгодные договоры с великими державами, укрепим дружеские связи с благонамеренными правительствами, позаботимся о расширении торговли с народами Востока и Запада, займемся разработкой наших природных богатств и приумножим благосостояние нашего народа.

Сулят ли гибель нашим подданным реформы, благодаря которым, правители небольших городов и отдаленных провинций будут лишены абсолютной власти, позволяющей действовать, как им заблагорассудится, если вместо этого они будут вынуждены вершить правосудие следуя высшим законам справедливости, если их приговоры, влекущие за собой смертную казнь, лишение свободы и тому подобное, будут утверждаться в столице шахом и верховным судом, которые, должным образом рассмотрев обстоятельства дела и определив род и тяжесть преступления, вынесут справедливое решение, проконтролировав таким образом постановление местных властей. Окажутся ли под угрозой основы правосудия, если взяточничество и продажность, скрывающиеся сегодня под благопристойной маской даров и покровительства, будут навсегда изгнаны из нашей жизни? Разве не о здравомыслии свидетельствует намерение обеспечить нормальную жизнь наших солдат,которые жертвуют собой ради своего государства и народа и бросают вызов смерти на каждом шагу из-за нынешней крайней нужды и бедности, разве не логично обеспечить их хорошим жильем и обмундированием, сосредоточить все усилия на создании школ военного обучения для офицерского состава и снабжении армии более современными видами оружия и боевой техники?

Конечно можно возразить, что вышеупомянутые реформы никогда еще не удавалось полностью провести в жизнь, но если беспристрастно рассмотреть суть данной проблеммы, то станет очевидно, что все прошлые неудачи объяснялись отсутствием единого народного мнения и недостатком должного рвения, решимости и преданности у лидеров страны. Очевидно одно, до тех пор пока народ не выйдет из тьмы невежества, пока люди не осознают необходимость перемен и не придут к единому мнению, пока государственные чиновники, от мала до велика, не освободятся от малейших следов продажности, до тех пор не будет в стране справедливого правления. Ни одну реформу нельзя будет считать полностью проведенной в жизнь до той поры, пока благочиние, дисциплина и порядок в государстве не достигнет того уровня, при котором каждый чиновник наконец поймет, что даже приложив все усилия, он не сможет ни на йоту отступить от законов правосудия.

Кроме того, любое установление, даже если оно преследует высшие цели для блага всего человечества, может быть употреблено во зло. Правильное использование или же злоупотребление в разной степени зависят от просвещенности, компетентности, честности, веры, преданности и великодушия лидеров, ведущих за собой народ.

Бесспорно, шах сделал все, что в его силах, и успешное внедрение предложенных им мероприятий теперь в руках чиновников, работающих в консультационных организациях. Если они проявят себя, как бескорыстные, честные и благородные люди, если устоят против лести и взяточничества, то станут они, с Божьей помощью, иссякаемым источником благотворитель- ности для человечества. Их речи и вердикты, благословляемые Господом, сделают людей счастливыми, и в самых отдаленных провинциях нашей замечательной страны восияет свет правосудия и неподкупности, озаряя своими лучами всю землю. "С Божьей помощью разрешаются все трудности"(9).

В противном случае, очевидно, результаты окажутся неудовлетворительными. И прямым доказательством тому служит опыт некоторых стран, вставших на путь парламентского правления, в которых подобные организации на самом деле приносили лишь вред и запутывали людей, а в итоге, благонамеренные реформы приводили к пагубным последствиям. В процессе установления парламентов, создания общественных консультационных органов закладываются самые основы и важнейшие принципы правления; рассмотрим несколько существенных условий, которые должны выполняться в этот период. Во-первых, избранные члены должны быть добродетельны, Богобоязненны, благородны и неподкупны. Во-вторых, должны они иметь глубокие и всесторонние знания законов Божьих, быть сведущи в основных законах правосудия, хорошо разбираться в вопросах внутренней и внешней политики, быть культурными и образованными людьми и довольствоваться законными доходами.

Ужели невозможно сыскать людей, отвечающих данным требованиям? Уповая на милость Господа и на избранников Его, а также благодаря неустанным старания преданных и посвященных людей, любые трудности могут быть разрешимы, и любая мечта, какой-бы недостижимой она не казалась, осуществиться во мгновение ока.

Однако если члены таких консультационных организаций окажутся людьми низкими и невежественными, несведущими в делах законодательной и исполнительной власти, неблагоразумными и мелочными, равнодушными и нерадивыми, если будут поглощены лишь поисками личной выгоды, то не будет никакого проку от создания этих новых организаций. Раньше, когда бедный человек хотел добиться правды, он должен был прийти с подношением к одному чиновнику, а теперь ему придется вовсе отказаться от надежд на правосудие, ибо не под силу бедняку удовлетворить алчные желания всех членов администрации.

Если глубоко задуматься, станет ясно, что основная причина, порождающая угнетение и несправедливость, неправедность, беспорядок и хаос, кроется в отсутствии у людей веры в Бога и их необразованности. Когда, например, глубоко верующие, грамотные и хорошо образованные люди сталкиваются с трудностями, они могут обратиться к местным властям; если же они не найдут там справедливого решения, и их права не будут защищены, и если они увидят, что в своем поведении местные власти не следуют Божьему соизволению и царской справедливости, они могут передать свое дело в суды более высокого ранга, сославшись на нарушение меcтными властями духовного закона. Эти суды могут тогда запросить с мест протоколы дела и таким путем восстановить справедливость. В настоящее же время большинство людей по причине необразованности имеют столь скудный запас слов, что не в состоянии даже объяснить суть своей просьбы.

А сейчас обратим внимание на тех людей, которым выпадает порой жребий стать у кормила власти в этот сложный момент, когда новые методы правления еще только набирают силу; обычно такие руководители еще недостаточно прогрессивны и образованы, чтобы испытывать истинное счастье, отправляя правосудие, или воодушевляться, осознавая причастность к правому делу; источники чистой совести и благочестивых намерений еще не открылись в их душах. Они еще не до конца понимают, что подлинная слава и истинное счастье основаны на самоуважении, добрых делах и благородных целях, на неподкупности и высоких моральных качествах, на чистоте помыслов. Пока еще им представляется, что величие состоит в личном богатстве, и они используют всевозможные способы для накопления земных сокровищ.

Следовало бы по совести и не спеша поразмыслить о том, как безгранична милость Господа, ибо дал Он разум человеку и напутствовал его словами: "Истинно, прекраснейшее из наших творений - человек."(10) - и на заре мироздания снизошла на человека Божья Благодать и воссияла над ним, дабы освещать путь его до тех пор, пока не станет он источником слова Господня и кладезем мудрости, пока не приобщится к тайнам небесным; когда-то в безгрешном младенчестве мира человек был защищен одеянием, сотканным нитями совершенных качеств и добродетельного благочестия. Как мог он запятнать это непорочное облачение низменными и эгоистичными желаниями, как мог поступиться бессмертной славой ради бесславия? "Как можешь ты называть себя ничтожным созданием, когда в тебе заключена вся вселенная?"(11)

Если бы мы могли позволить себе отступить от главной темы нашего повествования, то остановились бы более подробно на проблемах Священной истории и рассмотрели бы вопросы о подлинной сущности человека, о его высоком предназначении и об исключительной ценности и величии человеческого рода. Однако, отложим это до другого случая.

Благороднейшее и высочайшее положение в мироздании видимом и невидимом, небесное волеизявление, альфа и омега всего сущего - сия величайшая роль отведена на земле Пророкам, Явителям Господа, хотя на первый взгляд, в большинстве своем, не обладали они ничем, кроме собственной бедности. И несказанная слава всегда сопутствует Святым подвижникам и тем, кто приобщился к Царствию Божию, несмотря на то, что подобные им никогда не помышляют о материальном благополучии. За ними следуют справедливейшие цари, славяшиеся на весь мир, как защитники народа и сеятели Священной справедливости. Властители , чьи славные деяния потрясают мироздание, являясь ярчайшими символами победы правосудия на земле. Они также не помышляют о личной выгоде и роскошной жизни, более того они полагают, что их собственное богатство зиждется на благосостояниии народа. И по высокому их разумению, лишь тогда полна царская казна, когда все подданные, от мала до велика, живут в мире и достатке. Не златом и серебром гордятся они, а более - собственной просвещенностью и славными деяниями во имя всеобщего блага.

Следующее, по чину и достоинству, положение занимают те выдающиеся и уважаемые государственные деятели и министры, которые ставят волю Господа превыше всего, и чье умелое и мудрое руководство и служебное рвение поднимают политические и экономические науки на новые высоты. Подобно светильникам знаний, сияют они в ученом мире; их мысли и мировоззрение, как и вся их деятельность, пронизаны патриотическим духом и заботой о процветании страны. Довольствуясь скромным жалованьем, они трудятся дни и ночи напролет, отдавая все силы решению государственных проблем и поиску новых путей к прогрессу и благоденствию людей. И единственно благодаря плодотворности их мудрых решений и прозорливости взглядов и суждений, возглавляемые ими правительства становились образцом для подражания, которому следовали правительства всего мира. Великими всемирными делами прославляли они свои столицы, а сами завоевывали всемирноую известность, почет и уважение, достигнув высших должностей, и снискав себе добрую репутацию и славу.

Далее следует сказать о знаменитых и высокообразован-ных ученых, отличающихся достойными похвалы качествами и обширной эрудицией, которые по глубокому убеждению встали на пути спасения души и живут по законам Божьим. В зеркале их умов отражаются превосходные образцы подлинной сущности, и свет их внутреннего видения возгорелся от солнца всеобщего познания. Днями и ночами погружены они в кропотливое изучение наук, потребных человечеству, и помимо того отдают они много сил воспитанию и обучению достойных учеников. Несомненно, что на их просвещенный вкус, все сокровища мира не сравнятся с одной каплей чистейшего источника знаний, и горы золота и серебра не смогут превысить ценность успешного разрешения труднейшей научной задачи. Именно от трудов своих получают они истинное наслаждение, а все прочее считают лишь детскими забавами; тяжкое бремя роскоши и богатства почитают они уделом невежества и низости. Свободные как птицы, они довольствуются горсткой семян, и их мудрые песни поражают глубoчайшие умы мировой науки.

Далее, окинув взглядом всю страну, мы заметим дальновидных руководителей и выдающихся деятелей, на которых держатся самые основы государства. Их чины и звания, репутация и слава , зиждется на личных достоинствах и на доверии и уважении окружающих, они неустанно трудятся, изыскивая всевозможные пути, ведущие людей к лучшей жизни и обеспе-чивающие им достаток , покой и уверенность в будущем.

Допустим, некий человек достиг славы и известности в стране, благодаря своему усердию, мудрости, чистосердечию, прирожденным талантам, умственным способностям, природной проницательности и, помимо всего прочего, - занимает высокий государственный пост. Теперь задумаемся о том, в чем состоит для такого выдающегося человека почет и слава, прочное счастье, ради чего стремится он к чинам и званиям? Кроется ли за всем этим неустанное внимание к истине и справедливости, самоотверженность, решительность и радение о Богоугодных делах, желание заслужить монаршее одобрение и благодарность народа? Или, возможно, кроется за этим склонность к праздности, мотовству и ночным пирушкам, ради которых готов он погубить страну и разбить сердца людей, вынуждая Господа отвернуться от него, монарха - выгнать его и добиваясь в итоге лишь всенародного порицания и презрения! Боже избави, лучше умереть, чем так жить! Ибо бессмысленна жизнь тех, кто никогда не вкусил небесной пищи истинных человеческих качеств, не приникал душой к источнику тех чистейших радостей и щедрот, которые присуще царству человека!

Вполне понятно, что основной целью учрежденных парламентов должно стать установление в стране правопорядка и справедливости, однако все зависит от старания и активности избранных представителей. Если их намерения и помыслы чисты, то уже в ближайшее время можно ожидать желаемых результатов и даже непредвиденных улучшений, если же нет, - то очевидно, вся затея будет бессмысленной, страна окажется в тупике, и дела в государстве постепенно пойдут еще хуже. "Я понимаю, что тысяча строителей не сравнятся с одним разрушителем, но что может сделать один строитель против тысячи разрушителей?"

Предшествующие высказывания приведены с целью продемонстрировать по меньшей мере то, что счастье и величие, чины и звания, радость и спокойствие любого человека всегда основывалось не на личном богатстве и благополучии, а исключительно на безукоризненной репутации, славных делах, на широте познаний и способности решать жизненно важные проблемы. Как справедливо было некогда сказано: " Есть у меня платье, и ежели продам его хоть за грош, то в итоге он может обернуться рублем, однако под платьем - душа, величие и благородство которой может оказаться ценнее всех душ на земле."

По убеждению автора, пишущего эти строки, было бы предпочтительнее, чтобы избрание временных членов консультационных организаций суверенного государства производилось по воле и выбору народа. Ибо в данном случае избранные представители будут в большей степени склонны к справедливым действиям, дабы не испортить репутацию и не лишиться доверия людей.

Не следует заблуждаться на тот счет, что более ранние высказывания автора призывают к осуждению богатства и прославлению бедности. Богатство достойно всяческих похвал, когда оно нажито с Божьей помощью и в результате честного и упорного труда в области торговли или сельского хозяйства, искусства или промышленности, и когда расходуется оно на благотворительные цели. Сверх того, ежели здравомыслящий и изобретательный человек предпринимает шаги, способствующие обогащению и просвещению народных масс, то он посвящает себя поистине великому делу, и деяния его будут оценены Господом по самой высшей мерке, ибо даже один такой благодетель может удовлетворить нужды и облегчить жизнь многих бедняков. Богатство еще более похвально при том условии, что богато все население страны. Однако, если народ доведен до нищеты, в то время как "избранные" имеют огромные состояния и не выделяют средств на благотворительные дела, то такое богатство - только обуза для его обладателя. С другой стороны, если оно тратится на цели образования, открытие начальных школ и колледжей, на поддержку искусства, науки и промышленности, на воспитание сирот и помощь бедным, то его обладатель, славно отличившись перед Богом и людьми, будет признан прекраснейшим из живущих на земле и достойным райской жизни.

Вспомним о тех, кто утверждает, что процесс реформ и введение сильных институтов власти есть дело в сущности своей не Богоугодное, противоречащее законам Священного Писания и идущее вразрез с основами религии и путями, указанными Пророком, - дадим им возможность поразмыслить по данному поводу. Итак, могут ли такие реформы противоречить религиозным законам из-за того, что, будучи позаимствованы от иноземцев, они заставят нас уподобиться им, ибо "Тот, кто подражает людям - один из них"? Прежде всего подобные заимствования относятся к мирскому и материальному, к государственной машине цивилизации, к научным изысканиям и прогрессивным достижениям промышленности и культуры, к совершенствованию управленческих структур. Они абсолютно не затрагивают духовных аспектов жизни и сложных сущностей религиозных учений. Если же нам возразят, что для решения жизненно важных проблем вообще недопустимо использование иноземных методов, то таковой аргумент лишь засвидетельствует невежество и глупость, выдвинувших его людей. Разве забыли они слова знаменитого хадиса (Святое Предание): "Ищи знаний даже в Китае"? А ведь известно, что Бог не одобрял образ жизни китайского народа, ибо поклонялись они идолам и пренебрегали заветами Всемогущего Господа. Европейцы уж по крайней мере - христиане, почитают Библию и веруют в Бога, и именно к ним относятся Священные строки: " Ты, конечно найдешь, что самые близкие по любви к уверовавшим те, которые говорили: "Мы - христиане.""(12) А посему, несомненно позволительно и даже предпочтительно перенимать опыт и знания у христианских стран. И раз уж Господь благословил поиск знаний даже у язычников, то может ли быть Богопротивным делом заимствование их у христиан?

Более того, собирая Языческое Воинство, Абу Суфиан заручился поддержкой Бану Кинана, Бану Катана и иудейского Бану Курайза и поднял все племена курайшитов, чтобы потушить Священный Огонь, пылавший в светильнике Ясриба (Медина). В те далекие дни ураганные ветры ужасных испытаний и страданий обрушились на землю, и о том напоминают строки: " Разве полагают люди, что их оставят, раз они скажут: "Мы уверовали", и они не будут испытаны?"(13) Малочисленны были верующие, и враги атаковали со всех сторон, стремясь закрыть восшедшее Солнце Истины тучами деспотизма и угнетения. И тогда пришел Салман к Великому Пророку - Заре Откровения, Средоточию безграничных совершенств и добродетелей, - и сказал Ему, что в Персии для защиты от вражеского воинства, принято обносить город глубокими рвами или траншеями, и что данное средство показало себя, как надежное оборонное сооружение против внезапных нападений. И разве Пророк, Источник глубочайшей мудрости и Кладезь Священных знаний, сказал в ответ, что средства, принятые у язычников и огнепоклонников едва ли подходят монотеистам? Или же Мухаммад немедленно приказал, последовавшим за Ним, начать строительство защитного рва? Истинно так, Он даже сам, Собственной Благословенной персоной, взял мотыгу и вышел работать вместе с людьми.

В дополнение к сказанному, книги различных мусульманских учений и труды ведущих теологов и историков свидетельствуют о том, что когда Свет Истины воссиял над Хиджазом, освещая блеском своих лучей весь мир, и открылся человечеству по воле Господней новый священный Закон, новые заветы и правила, коренным образом меняющие жизнь людей, - то среди этих благочестивых законов были и такие, которые совпадали с традиционными обычаями Дней Невежества.(14) Среди прочих обычаев почитал Мухаммад месяцы религиозного перемирия,(15) придерживался запретов на свинину, продолжал использовать лунный календарь и так далее. Множество таких обычаев особо оговариваются в научных книгах:

"Многие традиции, сложившиеся в Дни Невежества, нашли свое подтверждение в Законах Ислама. Например, запрещение брать в жены одновременно мать и дочь, а самым постыдной по обыкновению считалась женитьба на двух сестрах. Позором покрывал себя человек, женившийся на жене отца своего, и его с презрением называли отцовским соперником. Они также облачались в одежды пилигримов и совершали поломничество в Мекку, где исполняли все религиозные обряды - приносили положенные жертвы, обходили с молитвами вокруг Каабы, прикасаясь к Черному Камню, семикратно пробегали между холмами и поражали камнями идолов в долине Мина. Сверх того, они по традиции добавляли раз в три года один месяц, совершали обряды омовения, полоскали рот, втягивали воду через ноздри, рассчесывали волосы на пробор, чистили зубы специальной палочкой, стригли ногти и брили подмышки. И ворам также отрубали правую руку."

Разве можно, Боже избави, допустить, что среди священных законов есть и плохие, поскольку они сходны с законами Дней Невежества, с обычаями тех людей, к которым питали отвращение все народы? Или, разве можно, Боже избави, полагать, что Всемогущий Бог был склонен подчиниться мнению язычников? Многообразна священная мудрость. Иначе зачем бы открылись Мухаммаду Законы, совпадающие с традициями, принятыми в Дни Невежества! Более того, Одаренный безграничной мудростью, Он стремился освободить людей от оков фанатизма, которые связывали их по рукам и ногам, и предвосхитил тем самым все возражения, которые ныне смущают умы и тревожат души наивных и нуждающихся в помощи.

Человек недостаточно сведущий в Священных Писаниях и толковании преданий и летописей может настаивать, что обычаи Дней Невежества были завещены еще Наставником Авраамом и потому лишь сохранились у идолопоклонников. В этой связи он возможно даже сошлется на строки Корана: Следуй за общиной Авраама, ханифа, и не был он из числа многобожников."(16) Тем не менее, писания всех исламских учений неопровержимо свидетельствуют о том, что традиции месяцев перемирия, использования лунного календаря и обычай наказывать воров, отрубая им правую руку, - сложились без участия Авраама. В любом случае, дошедшее до нас и почитаемое ныне Пятикнижие содержит законы Авраама. Почему бы нашим противникам и не сослаться на них. Они, конечно, могут возразить, что смысл Торы был искажен, и в доказательство процитировать строки Корана: "Извратили они смысл Слова Божьего."(17) Однако все эти искажения хорошо известны и отмечены в критических трудах и комментариях.(18) Мы не можем позволить себе продолжать обсуждение данного вопроса, ибо тогда пришлось бы отказаться от основной избранной Нами темы.

Также существует мнение, что людям было суждено брать уроки у диких животных и заимствовать у них некоторые похвальные качества и привычки. Но раз уж позволительно подражать добродетелям бессловесных тварей, то тем более не зазорно пользоваться научными достижениями и методами иноземных народов, которые, по крайней мере, принадлежат к человеческому роду и наделены здравомыслием и даром речи. И ежели нам ,нам будут доказывать, что, мол животным то такие похвальные качества свойственны по природе, то где же они найдут доказательства того, что другим народам не свойственны по природе основные законы цивилизации, знания и общепринятые науки? Есть ли иной Создатель, кроме Господа? Скажи: Восславим Господа!

Самые просвященные и сведущие среди богословов, наиболее выдающиеся ученые усердно изучали те отрасли науки, у истоков которых стояли Аристотель и другие греческие философы, с огромным уважением относились они к ценнейшим сведениям, почерпнутым из греческих научных трудов по медицине и таких разделов математики, как алгебра и арифметика.(19) Любого выдающегося богослова можно одновременно считать и учителем и учеником в вопросах логики, ибо основателями этой науки они признают Сабеев. Большинство даже утверждает, что если выдающийся ученый овладел премудростями множества наук, но недостаточно образован в вопросах логики, то нельзя всецело полагаться на его воззрения, выводы и заключения.

Итак, теперь ясно и неопровержимо доказано, что заимствование у других стран законов и методов процесса цивилизации, достижений науки и техники, короче говоря, всего того, что может послужить всеобщему благу, - безусловно позволительно. Таким образом мы стремились привлечь внимание народа к столь важному и исключительно полезному делу, дабы люди могли восстать и с новой силой бороться за процветание своей страны, и тогда, да поможет им Бог, эта Священная Земля в скором времени станет первой среди народов мира.

О, вы, обладающие умом! Поразмыслите, может ли простое ружье сравнится с винтовкой Мартини-Генри, или с оружием Круппа? Ежели кто-то будет настаивать, что наши устаревшие ружья не так уж и плохи, и что незачем ввозить оружие, изобретенное за границей, то даже ребенок вряд ли будет слушать такие речи! Или, допустим, кто-то скажет: "Мы издавно перевозили товары в другие страны на верблюдах и волах. Зачем нужны нам паровые машины? К чему брать пример с иноземцев?" - сможет ли разумный человек согласиться с подобными доводами? Нет, видит Бог, ни в коем случае! Не возможно не признать очевидного, конечно если для этого нет тайных или враждебных умыслов.

Иностранные государства, несмотря на свои величайшие достижения в науке, культуре и промышленности, всегда готовы поделиться идеями и поучиться друг у друга. Как же можно позволить Персии, находяйщейся сейчас в крайне бедственном положении, плестись в хвосте, всеми забытой и заброшенной.

Выдающиеся богословы и люди науки, идущие прямым путем, сведущи в тайнах священной мудрости и обладают знанием внутренеей сущности священных Книг; именно те, в чьих душах сияет драгоценный свет любви к Богу, чьи просветленные лица отражают свет спасения - именно они всецело осознают наши насущные проблемы, понимают требования нынешнего века и неутомимо трудятся на ниве просвещения, способствуя процветанию цивилизации. " Разве сравнятся те, которые знают, и те, которые не знают?... Разве сравнятся мрак и свет?"(20)

Духовно просвещенные, подобны светильникам, освещающим народам путь к истине, они , точно звезды, сияющие на небосводе человечества и предрекающие людям счастливое будущее. Подобно источнику живой воды, воскрешают они тех, кто пребывает в смертельном сне невежества и заблуждения, а для тех, кто жаждет знаний, но блуждает в бесплодных пустынях грехов и ошибок, становятся чистейшим источником совершенств. Посвещенные в сокровенные тайны Божественного Корана, они, словно лучезарная заря, предвещают Свещенное Единение. Искуссные врачеватели больной плоти мира, они - надежное противоядие от яда разъедающего человеческое общество. Подобно неприступной крепости охраняют они человечество, давая спасительный приют нуждающимся и униженным, страждущим и измученным, жертвам невежества. "Знание - свет, который Бог зажигает в душах избранных Им."

Однако же, все творения свои наделил Бог определенными признаками и свойствами и дал нам мерила и критерии, дабы могли мы распознать их Духовно просвещенные должны отличаться как внешними, так и внутренними совершенствами; должны обладать добронравием, просвещенной душой и чистыми помыслами, наряду с выдающимися и блестящими умственными способностями, интуицией, благоразумием и предвидением, воздержанием, почитанием и подлинным благоговением перед Господом. Ибо если не горит свеча, то как бы высока и толста не была она, все же ничем не лучше бесплодной пальмы или кучи хвороста.

Прелестницам младым всегда прощают

И ветренность и злых насмешек яд;

Но для дурнушек скромных строг наш взгляд,

Увечные вдвойне обижены бывают.(20а)

Старинное и почитаемое Предание гласит: "Каким же надлежит быть просвещенному(21): должен он уметь защитить себя и веру свою, противостоять страстям и подчиняться Воле Господа. И тогда долг каждого человека - стремиться походить на него." Поскольку эти знаменитые и святые слова заключают в себе все многообразие качеств, присущих просвещенности, то уместен будет короткий комментарий, проясняющий суть сказанного. Если человеку не достает этих всеславных качеств, и жизнь его не соответствует этим неотъемлемым высоким требованиям, то его не следует почитать просвещенным, и он не достоин того, чтобы служить образцом для верующих собратьев своих.

Итак, первое из этих высоких требований - "должен он уметь защитить себя". Очевидно, смысл сказанного заключается не в защите собственной персоны от нужды и несчастий, ибо Мухаммад и Святые подвижники постоянно подвергались тяжелейшим испытаниям, какие только существуют в нашем мире, и служили мишенями для всевозможных жестокостей и несправедливостей. Они жертвовали собой ради благоденствия людей, с открытым сердцем спешили к местам их мученичества; и, благодаря присущим им внешним и внутренним совершенствам, дарили человечеству новые прекрасные облачения, отличающиеся как благоприобретенными, так и врожденными достоинствами. Только приобретя неотъемлемые качества духовного и материального совершенства, человек сможет "защитить себя", в этом и заключается смысл святых слов.

Первый атрибут совершенства - знания и культура, развивающие ум и облагораживающие душу; и сия высота взята, когда человек сочетает в себе исчерпывающие знания сложных абстрактных сущностей Божественного, когда он постиг основополагающие истины общественных и религиозных законов Корана, содержание и смысл священных Писаний других религий и пути и методы, которые необходимы для прогресса и просвещения его замечательной страны, Кроме того, он должен быть сведущ в законах и принципах, исконных традициях, условиях жизни, обычаях и нравах и в культурных и духовных ценностях, составляющих государственную мудрость других народов, должен следить за развитием современной науки и промышленности, изучить исторические труды всех времен и народов. Ибо, если просвещенный человек не знает в полной мере священных Писаний, богословских и естественных наук, религиозного правоведения и прогрессивных методов правления, не знает все многообразие современных наук и великих исторических событий, то, оказавшись в критическом и сложном положении, он не сможет защитить себя, а это противоречит неотъемлемым качествам всесторонней образованности и просвещенности.

Если, к примеру, некий просвещенный мусульманин, стремящийся поделиться сокровенными знаниями Корана и его канонов, но ничего не ведающий о божественном благовесте Евангелия, затеял спор с христианином, то при всем старании, ему не удастся склонить христианина на свою сторону, и его красноречие пропадет даром, ибо не будет услышано. Однако же, если христианин поймет, что мусульманин изрядно сведущ в вопросах христианства и понимает суть Библии глубже иных христианских священников, то у него просто не останется иного выхода, как с радостью и вниманием выслушать и принять доводы мусульманина.

Как-то раз Правитель Изгнанных пришел к имаму Рида, Светилу Божественной мудрости, спасения и непоколебимой веры, и если бы имам, сей кладезь знаний, не ссылался в ходе их беседы на знаменитые авторитеты, близкие и понятные Ексилариху (Exilarch), то последний не уразумел бы его доводов и не признал истинное величие Его Святости.

Помимо всего прочего жизнь государства зиждется на двух могущественных силах - законодательной и исполнительной власти. Исполнительную власть представляет правительство, в то время как законодательную власть представляют ученые, и ежели последние, этот основополагающий фундамент и колонны, дадут трещины, то построенное на них государственное здание вряд ли можно назвать крепким и долговечным!

В виду того, что в настоящее время таких всесторонне развитых и образованных личностей найти довольно трудно, а правительство и народ крайне нуждаются в толковом своде законов и методов, то назрела настоятельная необходимость создать Большой Совет ученых, в который должны входить опытные и талантливые специалисты всех вышеупомянутых отраслей знаний. Данная организация должна сосредоточить все свои силы и знания на быстром и обоснованном решении как настоящих, так и будущих проблем общественной жизни, и таким образом наладить работу государственного аппарата.

До сих пор религиозное правоведение не играло важнейшей роли в наших судах, поскольку каждый улам выносил приговор по собственному усмотрению, основанному на субъективном истолковании законов и личном мнении. К примеру, два человека обратились в суд , и один из уламов вынес решение в пользу истца, а другой - в пользу ответчика. Может также случиться, что один и тот же муфтий вынесет два противоречивых решения по одному делу, на основании того, что вначале он выслушал мнение одного улама, а затем - другого. Данное положение дел, вне всякого сомнения, заводит в тупик любой важный спор и подвергает опасности самые основы общества. Поскольку ни истец, ни ответчик не теряют надежды на успешное разрешение их дела, то каждый, в свою очередь, будет попусту тратить жизнь, стараясь добиться последующего вердикта, опровергающего предшествующий. Таким образом все их время и силы будут отданы тяжбе, и в результате жизни, которые могли быть посвещены благотворительным делам и семейным нуждам, будут совершенно поглощены этим нескончаемым диспутом. Как не печально, но две эти судящиеся стороны могут считаться как-бы умершими, ибо, окончательно выбитые из колеи, они не могут уже работать на благо государства и народа. Однако, если бы ясный и точный вердикт был вынесен сразу, и справедливо осужденная сторона не имела надежды на возобновление тяжбы и изменение решения суда, то возможно она вскоре утешилась бы реальным положением дел и вернулась к своим личным и общественным заботам.

Поскольку от решения этой архиважнейшей проблемы в высшей степени зависит мир и спокойствие народа, а также нормальная деятельность и процветание всех и каждого, то данный вопрос должен быть в первую очередь рассмотрен Большим Советом, и входящие в него ученые правоведы, опытные в Священных законах, должны разработать простую и четкую процедуру решения правовых вопросов. Вслед за тем, разработанная методика, должна быть введена по всей стране верховным указом, предписания которого должны точно и неукоснительно выполняться . Этот важнейший вопрос требует наиболее пристального внимания.

Вторым атрибутом совершенства является справедливость и беспристрастность, и это означает, что должно заботиться не о личных выгодах и эгоистических интересах, а неукоснительно следовать Законам Божьм, ни на йоту не отклоняясь от избранного пути. Означает, что должно считать себя простым служителем Всемогущего Господа и никогда не стремиться превзойти других, кроме как в стремлении возвышенном и духовном. Означает - заботиться о благополучии страны, как о своем собственном. И означает, наконец, что следует понимать человечество, как единый живой организм, а свое собственное "я", как малую чистицу этой материальной модели; тогда со всей определенностью станет ясно, что если боль и несправедливость коснется любой составной частицы, любого члена этого организма, то неизбежным результатом будут страндания всех остальных.

Третьим неотъемлемым качеством, присущим совершенству является просвещение народных масс - должно возвыситься и с открытым сердцем и чистыми помыслами трудиться на ниве народного образования; необходимо приложить все старания, дабы открылись простым людям различные отрасли знаний и прикладных наук, способствовать общественному прогрессу во всех областях, расширять сферу торговли и промышленности, поощрять развитие искусства, всемерно содействовать увеличению благосостояния народа. Большая часть населения пока не понимает, что все это жизненно важные составляющие того быстродействующего лекарства, которое излечит общество от всех хронических заболеваний.

Необходимо, чтобы ученые и духовно просвещенные трудились с искренным желанием и чистыми помыслами во имя одного Господа, советовали и предостерегали, излечивали слепоту невежества, целительной силой знаний. Ибо пока еще люди, пребывая во мраке суеверий и предрассудков, полагают, что любой человек,почитающий законы и верующий в Бога и Его знамения, в Пророков Священного Спасения, человек, который истинно благоговеет перед Господом, должен непременно оставаться в своей сонной дремоте и проводить дни в праздности и лени, ибо возлюбит Господь того, кто отказался от мирской суеты, устремил свои помыслы в будущее и изолировал себя от общественного бытия, желая стать ближе к Престолу Господню. Однако отложим на время размышления по данному поводу, поскольку Мы еще вернемся к этой теме на страницах Нашей книги.

Ко всему вышеупомянутому следует добавить, что человек, достигший совершенства должен жить в страхе перед Господом, любить Господа, любя ближних своих, воспитывать в себе кротость, терпение и спокойствие, быть честным, снисходительным, ответственным и милосердным; должен обладать решительностью, смелостью и состраданием, должен активно жить и бороться, оставаясь надежным и беззлобным, должен обладать чувством собственного достоинства, быть благородным и стойкий и должен неустанно заботиться о правах собратьев своих. Тот, кому не достает этих ценных качеств, еще не достиг совершенства. Если же мы зададимся целью объяснить смысл и суть каждого из перечисленных достоинств, "то для нашего опуса не хватит и семидесяти мандов бумаги."(22а)

Второе требование Святых строк, предъявляемое к обладателю истинных знаний гласило: " должен уметь защитить свою веру". Очевидно эти Святые слова подразумевают гораздо большее, нежели изучение сокровенных смыслов Закона Божьего, соблюдение религиозных обрядов, постов и молитв, избежание великих и малых грехов. В дополнение к сказанному, для Защиты Веры необходимо быть защитником и покровителем своего народа во всех отношениях, прилагать всевозможные усилия к проведению в жизнь целого комплекса мероприятий, возвышающих Мир Божий, увеличивать число верующих, объясняя заблуждающимся смысл своей веры, стараться укрепить ее и стремиться к победе Истинной Веры над всеми другими религиями.

Если бы мусульманские церковнослужители в действительности неуклонно следовали назначенным им путем, то к настоящему моменту все народы земли собрались бы под надежной защитой Единого Бога и возгорелся бы ярчайший огонь Веры - "И явил, что Она превыше всех других религий" - и светила бы Она подобно солнцу и стала единой душой нашего мира.

В пятнадцатом веке после Рождества Христова, в период сильной Папской власти, видный деятель эпохи Реформации, один из двенадцати членов католического ордена, Мартин Лютер, основал протестантское вероучение, не совпадающее в определенных вопросах с доктриной католической веры. Он выступал против закона, запрещавшего церковнослужителям вступать в брак, против обрядов, предписывающих поклонение Апостолам и многочисленным католическим Святым, а также против ряда религиозных предписаний и церемоний, которые выходили за рамки Святого Евангелия. В те времена власть Папы была практически безгранична, он внушал такой благоговейный страх, что даже короли европы дрожали и трепетали перед ним; всемогущая влась Рима контролировала тогда как светскую, так и религиозную жизнь всех европейских стран, и тем не менее Лютер смело боролся за право священников на церковный брак, за отмену обрядов поклонения многочисленным образам и иконам, заполнявшим храмы, за отказ от нововведенных ритуалов и церемоний, отсутствующих в Евангелиях. И поскольку его позиция была четко и корректно выражена, и он использовал все возможные средства для распространения своего вероучения, то в течении четырех последующих столетий большинство жителей Америки, четыре пятых населения Германии и Англии и большая часть Австралии, - в сумме, около ста двадцати пяти миллионов человек, - отказались от католичества и приняли протестантское вероисповедание. И до сих пор выдающиеся деятели этой религии прилагают все усилия для распространения своей веры, и сегодня они посылают на Восточное побережие Африки своих миссионеров, строят там школы, открывают приходы и просвещают абсолютно дикие африканские племена, якобы ради освобождения Суданцев и многочисленных негритянских племен, в то время как их истинная цель - обратить как можно больше негров мусульман в протестантскую ве


Создан 28 ноя 2005



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником